Чем на самом деле должна гордиться наша страна

Россия - родина арфы и колонн

Некоторые символы, с которыми за рубежом ассоциируется Россия, пришли к нам со стороны: матрешка — от японцев, самовар — от арабов, и гармошку изобрел чех. В чем-то уступив пальму первенства, мы обрели ее в другом. Арфа, колонны и самая ранняя полихромная живопись появились на территории нашей страны раньше, чем в колыбели человеческой цивилизации.

Колесо изобретено в Месопотамии в конце 4-го тысячелетия. Об этом знает каждый школьник, потому что такая информация опубликована в учебниках и доводится до зрителя через научно-популярные фильмы. Об этом твердят в своих бестселлерах известные авторы. Например, американский писатель-фантаст Айзек Азимов написал об этом в 1968 году, когда вышла его книга "Ближний Восток. История десяти тысячелетий".

Когда в 2002 году вышел русский перевод этой книги, то издатели, увы, не позаботились предупредить пытливого читателя, что на Западе колесо появилось на добрую тысячу лет раньше, чем на Востоке. Еще в 1981 году в серьезных научных публикациях один румынский археолог сообщал о найденных им модельках глиняных колес от игрушечных повозок, найденных в поселениях энеолитической культуры Кукутени (от названия села в Румынии). Произошло это историческое событие в эпоху энеолита или меднокаменного века в последнюю четверть 5-го тысячелетия до нашей эры.

Читайте также: Ксерокс изобрели в СССР

С Балкан колесо перекатилось в Польшу. Изображение повозки с запряженными в них быками на сосуде в Броночицах (культура воронковидных кубков) является древнейшим. Несмотря на несколько радиокарбонных дат, как правило, ее датируют 30-28 веками до нашей эры. Изображения повозки зафиксированы еще в двух исторических памятниках — на плите мегалитической могилы в Зюшене (земля Гессен, ФРГ) и в Каменной Могиле (Северное Приазовье).

Еще в двух мегалитических гробницах на севере Германии были обнаружены каменные модельки колес, которые также относятся к культуре воронковидных кубков. В 1988 году кубанский археолог А. Кондрашов раскопал в Краснодарском крае погребение с двухколесной повозкой, которая относится к раннему этапу развития новосвободненской культуры (по названию станицы в Адыгее). Это середина 4-го тысячелетия.

Археолог Алексей Дмитриевич Резепкин из Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург), соавтор той давней публикации про повозку, поясняет, что из-за инертности нашего мышления и отсутствия популярных публикаций наши мозги засорены неверными представлениями о том, откуда пришло к человечеству то или иное изобретение.

Фото: AP

Многие полагают, что самые первые колонны в Европе появились в Кносских дворцах на острове Крит. Резепкину, по его словам, удалось найти в одном дольмене (вид каменной гробницы) на Кавказе колонну, которая минимум на 500 лет старше, а по своей гармоничности не уступает дорическому стилю. В настоящее время эта колонна, сделанная примерно в третьем тысячелетии до нашей эры и неизвестно как попавшая в дольмен, экспонируется в Национальном музее города Майкопа в Краснодарском крае. Эта находка является самой древней колонной в Европе.

А вот самый древний меч в мире хранится в петербургском Эрмитаже. Его выковали в новосвободненской археологической культуре, которая датируется второй третью 4-го тысячелетия до нашей эры. Длина этого бронзового меча 63 сантиметра. До сих пор считалось, что самый древний меч был найден итальянским археологом Пальмиери на холме в верховьях Тигра. Находка Пальмиери была датирована концом 4-го тысячелетия.

До недавнего времени считалось, что самый древний музыкальный инструмент извлекли из царских захоронений цивилизации Ура, которая располагалась на территории современного Ирака. Инструмент, напоминающий арфу, датировали 27-26 веками до нашей эры.

На самом деле самый древний музыкальный инструмент (4 тысячелетие до нашей эры) выставлен в Музее музыкальных инструментов Санкт-Петербурга. Безусловно, речь идет о реконструкции, сохранившиеся фрагменты самого артефакта находятся в хранилище Эрмитажа. Реставраторы присвоили похожему на гусли инструменту имя "шичепшин" — так называется адыгейский народный струнный смычковый инструмент.

Единственный самый ранний образец полихромной росписи (живописи) в Европе общей площадью 5 квадратных метров также найден на территории современной России.

Что касается самой идеи матрешки, то она впервые появилась в Японии в образе буддийского мудреца Фукурумы — лысого старичка с добродушным лицом, приносящего счастье и процветание и дарующего мудрость. Однако, несмотря на первенство викингов в открытии Нового Света, по-настоящему Америку освоили лишь после плавания Колумба. Так и японское изобретение не перешло в разряд ходового товара, пока забава не попала в руки русского мастера — токаря Василия Звёздочкина.

Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку в виде круглолицей румяной девки в цветастом платке и сарафане с черным петухом в руке. Русская игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спеленутый младенец. Благодаря умению расписывать выточенные изделия — давняя традиция точения и росписи деревянных яиц на Пасху — Матрена или Матрешка в начале ХХ века стала популярной во всем мире. Что поделаешь, если Буратино написан более талантливым писателем, чем автор Пиноккио!

Читайте также: Михайлов не сумел опередить Шрапнеля

Популярная в России гармонь была изобретена для узкопрофессиональных нужд настройщиков органов органных дел мастером при царском дворе Франтишеком Киршником, чехом по национальности. Гармоника Киршника образца 1783 года, когда ее впервые продемонстрировали перед высшим светом, представляла собой настольный инструмент, одной рукой на котором играли, другой — подавали мех. Музицирующие барышни с легкостью осваивали гармонику Киршника, потому что у нее была такая же клавиатура органно-фортепианного типа. Гармонику объединял с современной только принцип извлечения звуков. Русским национальным музыкальным инструментом гармоника стала лишь тогда, когда она покинула дворянские салоны и пришла в рабочие слободки.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить