Древние люди Курильских островов

Социальные сети спасли древних жителей Курил

На проходящей в Вашингтоне ежегодной конференции Американской ассоциации по развитию науки был сделан доклад, посвященный исследованиям древних человеческих поселений на Курильских островах. Одним из результатов комплексного (археологического, геологического, биологического и т.п.) исследования Курил, проведенные в рамках Международного Курильского проекта, следует, что на Курильских островах люди жили в шестом тысячелетии до нашей эры. Такие исследования на Курилах не проводились с 1946 года. Материалы комплексного исследования совместно подготовили Университет Вашингтона (США), Дальневосточное отделение Российской академии наук и Университет Хоккайдо (Япония).

Ученые исследовали остатки построек, орудия труда и предметы домашнего обихода, среди которых гарпуны из кости и дерева, резная ложка с антропоморфным изображением, керамика с веревочным орнаментом, наконечники для копий, а также принадлежности для рыболовства. Артефакты собирались в течение почти десяти лет на нескольких труднодоступных, необитаемых островах Курильской гряды. Ученые посетили острова Экарма, Чиринкотан, Онекотан, Уруп, Симушир, Шиашкотан, а также архипелаг Ушишир и остров Броутона.

В докладе отмечен тот факт, что аборигены проживали на Курильских островах несмотря на неблагоприятные условия, например, частые извержения вулканов, цунами, затяжные зимы. Ученые, не вдаваясь в этническую принадлежность древних жителей Курил, выделяют там три культурных периода поселений, самый ранний из которых имел место в шестом тысячелетии до нашей эры, а самый поздний — около 1200 года нашей эры.

Читайте также: Особенности неандертальской охоты

Один из авторов доклада Бен Фицхью (Ben Fitzhugh), сообщается на веб-сайте gazeta.ru, высказал предположение о выживаемости местных жителей в столь сложных условиях. По его авторитетному мнению, большую роль сыграла мобильность и социальность древних обитателей островов: "Наличие родственников и друзей на других островах Курил означало то, что в случае неблагоприятных условий, вызванных стихийным бедствием (как извержение вулкана или цунами), люди могли временно переехать на близлежащие острова".

Островитяне не только жили в полном ладу с природой, но и умели использовать себе во благо наблюдения над окружающей средой. В условиях сильного тумана они могли переплывать с острова на остров. Фицхью и его коллеги предположили, что древние куриляне использовали для навигации наблюдения за птичьими повадками, знания о подводных течениях, морском дне и температуре воды.

Фото: AP

Первые сведения о Курильских островах и их обитателях появились в середине XVII столетия.

Из-за внешнего сходства айны называли русских "братьями". "А русских де людей те бородатые называют себе братьями", — сообщал в 1646 году Н.И. Колобов, участник похода под руководством атамана пеших казаков Ивана Юрьевича Москвитина. Важнейшим этапом в изучении Курильских островов был знаменитый поход казачьего пятидесятника Владимира Атласова в 1697 году из Анадырского острога, а затем Д.Я. Анциферова и И.В. Козыревского — они положили начало изучению и освоению Курильских островов Россией. К концу XVIII века на Курилах появились русские поселения из ссыльных и добровольцев.

Название Курильские острова (вопреки некоторым утверждениям якобы так прозванных из-за постоянно "курящихся" сопок) происходит по имени местного населения. "Куру" означает "человек" или "мужчина". "Курилами" или "курильцами" их называли русские казаки. Самоназвание "айну" означает тоже самое — "человек". В русских источниках XVII века айнов называли "черными людьми" или куями, а на Охотском побережье в XVIII веке их именовали кувами.

Курильцы, или айны, жили не только на островах Курильской гряды, которые называли "Куру-миси", то есть "земля людей", но и на острове Хоккайдо ("Айну-мошири") и в южной части Сахалина. Своей внешностью, языком и обычаями они существенно отличались как от японцев на юге, так и от камчадалов на севере.

Происхождение народа пока остается загадкой для ученых.

Читайте также: Наши предки ели своих друзей

"Относительно этнического происхождения древних жителей Курил, пока идут споры. Возможно, это пришельцы из районов северной части Тихого океана, так называемые эскоалеуты. Именно они, представители эскимосско-алеутского этноса, осваивали Сахалин и Курильские острова в то время", — утверждает один из участников проекта Валерий Шубин, заведующий лабораторией археологии Сахалинского областного краеведческого музея, почетный член Российского географического общества.

Айну часто относят к австралоидам, но эти предположения основываются на сходстве черт лица, телосложения, волосяного покрова. Последние исследования дают возможность предположить их близкие расовые связи с тунгусами, алтайцами и другими жителями Урала и Сибири. Считается, что на Японских островах айны появились около восьми-семи тысяч лет назад, создав неолитическую культуру Дзёмон.

Айнский язык не относится к какой-либо языковой семье (изолят). В настоящее время язык айнов практически мертвый. К 1996 году полностью владевших айнским было не более 15 человек. У айнов не было своего письма, однако существовали богатые традиции устного творчества, включая песни, эпические поэмы и сказания в стихах и прозе. Некоторые исследователи (Эдо Найланд) сопоставляют язык айнов и басков.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *