Ради поддержания огня наши предки поумнели?

Сколько ума и сноровки требовалось нашим предкам, чтобы поддерживать добытый огонь? Как полагают антропологи, довольно много. Поддержание костра требовало развитых социальных навыков, самоконтроля и умения планировать действия на долгий срок. Многие ученые придерживаются гипотезы, что сама тепловая обработка пищи позволила древним людям поумнеть.

Наши предки приручили огонь довольно давно. Следы пепла, найденные в пещере Вондерверк (ЮАР), свидетельствуют о том, что некоторые Homo erectus использовали огонь уже около миллиона лет назад. На стоянке Гешер-Бенот-Яаков на территории современного Израиля очаг зажигали примерно 800 тысяч лет назад. Сложно сказать, научился ли к тому времени человек прямоходящий добывать огонь самостоятельно. Большинство специалистов все же склоняются к тому, что ранние гоминины (Homininae) сберегали пламя, возникшее естественным путем — например, после удара молнии.

Казалось бы, какая сложность в том, чтобы поддерживать костер? Антрополог Терренс Туоми из Мельбурнского университета (Австралия) полагает, что поддержание огня способствовало развитию ума и многих социальных навыков человека. Во-первых, поддержание постоянного горения требовало долгосрочного планирования. Оценивая запасы топлива, первобытный человек решал, как надолго он может отлучиться от костра. Позволив огню угаснуть, он подвел бы все племя: пламя служило для того, чтобы готовить пищу, отгонять животных, давать свет и тепло. Хворост нужно было собирать заранее, и к тому же огонь нуждался в защите от сильного ветра. Для млекопитающего, которое еще недавно привыкло жить одним днем, задача непростая.

Многие антропологи придерживаются гипотезы, что сама тепловая обработка пищи позволила древним людям поумнеть. Кроме того, что температурное воздействие до некоторой степени обеззараживает еду, оно также способствует лучшей усвояемости мяса. В результате переваривание пищи стало требовать существенно меньше энергии. А освободившиеся ресурсы пошли на увеличение мозга и качественный скачок развития.

При поддержании огня, кстати, не обойтись без развитых социальных навыков: хранитель очага должен был быть уверен в том, что, пока готовится пища, никто не украдет ее и не затопчет пламя. Так приходилось тренировать умение договариваться с сородичами. Да и самому хранителю огня следовало удержаться от того, чтобы, раздобыв пищу, не проглотить всю ее сразу — без кулинарной обработки и "дележа" с соплеменниками. Кстати, для шимпанзе это непосильная задача: они съедают сразу все, что удается заполучить.

Читайте также: Человека создал не труд, а бокс?

Бытовые задачи часто служили стимулом для развития наших предков, считают ученые. К примеру, одна из гипотез гласит, что развитие человеческой морали предопределила сама природа. С тех пор, как мышление наших предков начало развиваться, каждый из гоминидов стал больше всего заботиться о своих интересах. Но, поскольку это нередко ущемляло интересы всей группы (племени), а выжить в одиночку все же был трудно — предкам людей пришлось научиться договариваться и выработать правила общественной жизни. Как в примере выше, поддерживающий огонь не должен был есть пищу, предназначенную для всех, в одиночку.

Моногамия тоже развилась как эволюционное приспособление, предположительно у ранних гоминидов. Как полагает американский антрополог Оуэн Лавджой, семейные отношения сыграли важную роль в "поумнении" древнего человека.

Лавджой заострил внимание на том факте, что самцы ардипитека — древнего рода гоминид, который жил в раннем плиоцене примерно 5,8-4,4 млн. лет назад — как выяснилось, не имели крупных клыков, которые могли бы, как у других обезьян, использоваться в качестве оружия и средства устрашения самцов-конкурентов.

Однако, доминирование над самками было характерной чертой самцов. Пока одна самка выкармливала детеныша, она была не способна к зачатию. В результате самцы постоянно сталкивались с проблемой нехватки "кондиционных" самок. Шимпанзе и гориллы пытались решить эту проблему силовым путем. Самцы шимпанзе объединялись в боевые отряды и совершали рейды по территориям соседних групп, пытаясь расширить свои владения и получить доступ к новым самкам.

Однако у ардипитеков развилась стратегия "секс в обмен на пищу": самка отдавала предпочтение лишь одному самцу, а он снабжал ее пищей. Так как в момент вынашивания и выкармливания детеныша самостоятельно добывать ее становилось затруднительным. В результате "в фаворе" оказались заботливые, а не наиболее агрессивные и плодовитые самцы, и верные самки. Самки, выбирающие мужей-драчунов, выращивали меньше детенышей, чем те, кто выбрал неагрессивных и трудолюбивых "парней".

Выживание вида стало достигаться не за счет увеличения количества потомства, а за счет его более высокой выживаемости. Интересы эволюции детерменировали развитие моногамии и постепенно привели человечество к понятию брака в его современной форме. Ухаживания как подношение подарков и практическая помощь были своеобразной гарантией того, что самец действительно сможет обеспечить свою подругу всем необходимым в период воспитания детеныша.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Яна Филимонова
Яна Филимонова — журналист и психолог, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить