Займи ума у неандертальца

Назвать недалекого человека "неандертальцем" - уже нельзя, поскольку это будет оскорблением древних обитателей Земли, считают ученые. Ведь известно, что неандертальцы вели активную социальную жизнь, создавали рабочие инструменты и даже музицировали. А последние раскопки в Испании показали, что им также были знакомы ювелирное дело и косметология.

199520.jpegРаскопки неандертальских стойбищ, проведенные в самом жарком месте Испании — провинции Мурсия на юго-западе страны — дали удивительные результаты. Международная команда археологов, собранная Бристольским университетом, обнаружила разнообразные фрагменты ракушек, превращенных в бижутерию. Кроме того, ученые нашли несколько раковин, использованных в качестве контейнеров для красящих пигментов — доисторический аналог современных пудрениц.

Судя по находке, неандертальским модницам больше всего нравился красный цвет. Основу всех пигментных смесей составляет минерал лепидокрокит, который в изобилии можно найти в каменистых равнинах Мурсии. Для создания особых оттенков в пигмент в различных пропорциях добавлялись гематит и пирит, причем последний способен в течение нескольких дней после измельчения сохранять удивительный антрацитово-черный блеск.

Читайте также "Находка года: откуда пришели древнейший"

Выбранные для хранения красок раковины моллюска Spondylus gaederopus, по мнению ученых, стали выполнять такую роль неспроста. Они обладают привлекательными природными цветами и похожи на красные, фиолетовые и розовые шкатулки. Их также отличает от других моллюсков необычная рифленая поверхность. И ряд археологов считают, что они могли быть частью ритуальных действий.

Данный вывод, в свою очередь, служит основой другого предположения — косметические средства неандертальцев не являлись средством наведения красоты, а служили для ритуальной окраски лиц и тел при проведении религиозных церемоний. Если эта теория получит подтверждение, то можно будет говорить о существовании самого старого культа веры на Земле.

199521.jpegИдея о том, кто краски использовались исключительно для повышения привлекательности, тоже претендует на "самость". Находка относится примерно к 50000 году до нашей эры, то есть она была создана за десять тысяч лет до прихода в Европу кроманьонцев. Согласно археологическим раскопкам, подобные косметические пигменты стали использоваться нашими предками именно для макияжа, или make-up, гораздо позже. Первые ископаемые пудреницы с лепидокрокитом были найдены на территории Египта и датируются примерно 4500 годом до нашей эры.

Наконец, третья теория рассматривает нательные рисунки и ювелирные украшения из раковин как часть сложного социального языка неандертальцев. В настоящее время палеоантропологи считают, что способность к речи неандертальцев была очень ограничена, а лексикон измерялся сотней-другой слов. Возможно, украшая свои тела определенным образом, первобытные аборигены Испании позволяли окружающим получить представление о том, кто они, каков их статус в племени и так далее.

Новые открытия, подтверждающие высокие умственные способности неандертальцев, опять поднимают вопрос о том, почему эти создания исчезли с лица Земли. Ведь кто знает, каким бы был современный мир, если бы у этих удивительных охотников, музыкантов, художников и стилистов была возможность выжить.