Амфибий "выгнало" на сушу глобальное потепление

На территории штата Пенсильвания (США) ученые обнаружили окаменелые останки одной из древнейших амфибий, получившей название Fedexia striegeli. Исследование находки показало: эти сухопутные позвоночные появились на Земле более 300 миллионов лет назад и имеют странные анатомические особенности. Причиной же их выхода на сушу стало глобальное потепление.

На территории штата Пенсильвания ученые обнаружили окаменелые останки одного из древнейших сухопутных позвоночных животных — земноводного, преимущественно обитавшего на суше и лишь иногда спускавшегося в водоемы для спаривания или кладки яиц. Находка была сделана в древних скальных породах возрастом 300 миллионов лет, недалеко от Международного аэропорта Питтсбурга.

Эта территория к концу каменноугольного периода находилась вблизи экватора доисторической Земли, и здесь шли обильные дожди. В то далекое время происходило формирование топей и болот, превратившихся к настоящему времени в залежи каменного угля.

Заболоченная местность доисторической Пенсильвании, по мнению исследователей, была заселена, главным образом, хищными амфибиями, которые большую часть жизни проводили, не вылезая из воды. Однако постепенное потепление климата и иссушение болот, судя по всему, заставили этих животных эволюционировать в новые формы, более приспособленные к жизни на суше.

Читайте также: Древние гиганты приоткрыли тайны океана

Новый вид древних животных, останки которых недавно были обнаружены археологами, получил название Fedexia striegeli, по названию компании FedEx, на территории которой была совершена находка, и имени молодого первооткрывателя Адама Стригеля (Adam Striegel), обнаружившего окаменелость во время полевых занятий в Питтсбургском университете.

Отличительной особенностью Fedexia striegeli является не только необычайно древний возраст, но и сохранившееся трехмерное строение черепной коробки и челюсти позвоночного, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Annals of Carnegie Museum.

Благодаря прекрасно сохранившемуся черепу амфибии ученые без труда сумели распознать в ней особь, относящуюся к земноводным из группы темноспондильных и семейства трематопид. Ключевой особенностью трематопид, по сравнению с другими амфибиями, обитавшими в каменноугольном периоде, являются сильно удлиненные ноздри, частично разделенные на переднюю и заднюю части.

Фото: AP

Некоторые ученые считают, что такое анатомическое строение было приспособлением, позволявшим лучше различать запахи. Кроме того, ноздри могли нести на себе железу, отвечающую за вывод избыточного количества соли из организма: обе эти функции помогали бы амфибиям выжить при сухопутном образе жизни.