Тайна экспедиции Франклина

Погибшие с судна, о котором писали фантасты

Опыт русских землепроходцев и состоявших на российской службе немецких и голландских корабелов VIII века четко дал понять Британии — "Владычице морей" — и ее вечной сопернице Франции, что порой полярные просторы проще преодолеть на собачьих упряжках, чем на борту корабля. Возможно, скоро мы приблизимся к разгадке тайны гибели экспедиции Франклина.

Первые попытки, предпринятые английскими и французскими мореплавателями, доплыть до Северной Америки позволили открыть огромные пространства суши, полностью закрывавшие проход на запад. Чтобы обойти это непреодолимое препятствие, корабли брали курс дальше на север, рассчитывая найти новый короткий путь в Тихий океан, который на протяжении нескольких веков называли Северо-Западным проходом.

В 1576 году Мартину Фробишеру, который добрался до Баффиновой земли, показалось, что он достиг желанного пролива, оказавшегося всего-навсего заливом, носящим отныне имя его первооткрывателя. В 1616 году Уильям Баффин нанес на карту новую акваторию, которая называется Баффиновым морем, или Баффиновым заливом. Английский мореплаватель определил основные проливы, но западные картографы не рискнули довериться его сообщениям и убрали с карт открытое им море.

И тут на историческую сцену выступает реальный персонаж, послуживший героем двух нашумевших литературных произведений. Капитан Джон Франклин (1786-1847) начинал карьеру "морского волка" с поисков не Северо-Западного, а Северо-Восточного прохода, ныне известного как Северный морской путь.

Читайте также: Увидеть Землю Санникова — и умереть!

7 февраля 1845 года Джон Франклин был официально назначен руководителем полярной экспедиции. Специально для нее были переоборудованы два судна "Эребус" и "Террор". На них установили паровые машины и систему отопления, которая позволяла сохранять комнатную температуру в кубриках. Специальная система защищала винты и руль от внешних механических повреждений. Экипаж во время плавания собирался также испытать новейшее изобретение — надувную резиновую лодку.

Запасов продовольствия должно было хватить на срок от трех до пяти лет автономного плавания. Считается, что капитан Франклин допустил грубейшую ошибку, погрузив вместе с мукой, галетами и солониной около восьми тысяч банок овощных и мясных консервов, весом от одного до восьми фунтов. Проведенная в 1852 году проверка показала, что из 2640 десятифунтовых банок пригодными для употребления были только 420.

В третьей и последней крупной экспедиции по поиску Северо-Западного пути принимали участие 133 человека. Команды обоих судов были укомплектованы преимущественно английскими матросами, многие из которых уже имели опыт плавания в полярных водах. Erebus, на котором находился сэр Джон Франклин, и Terror, которым командовал Фрэнсис Крозье (Francis Rawdon Moira Crozier). В качестве транспорта снабжения служил Baretto Junior.

Корабли экспедиции Франклина последний раз видели 26 июля 1845 года с китобойного судна "Принц Уэльский" в бухте Мелвилла у берегов Гренландии. Больше никаких известий от экспедиции Франклина так и не поступило.

Читатели старшего поколения прекрасно помнят, что в романе французского писателя Жюля Верна "Дети капитана Гранта" чиновники британского Адмиралтейства отказались организовать спасательную экспедицию, ссылаясь на значительные расходы по поиску экспедиции Франклина. Согласно архивным источникам, поиски пропавшей экспедиции Франклина, которые продолжались шесть лет, обошлись казне в сумму, равную четырем миллионам американских долларов по тогдашнему курсу.

Фото: AP

В 2007 году вышел роман американского беллетриста Дэна Симмонса. В основе сюжета книги "Террор" — история экспедиции исследователя Арктики сэра Джона Франклина. В одном из пассажей этого бестселлера читаем: "Эбеновые часы капитана сэра Джона Франклина стояли в дальнем конце черногозала,вплотнуюпридвинутые к ледяной стене айсберга, вкоторую упирался парусиновый лабиринт. Крозье слышал размеренное тяжелое тиканье. А над тикающими часами изо льда выступала, словно в попытке вырваться на свободу, мохнатая белая голова чудовища с желтыми клыками".

Но вернемся к реальным событиям. Через четверть века после исчезновения экспедиции местный проводник-эскимос на канадском арктическом острове Кинг-Уильям (King William Island) вывел группу исследователей к месту, расположенному в 200 километрах к югу от последней стоянки, где в неглубокой могиле находились останки одного из членов экипажа экспедиции Франклина. Известный биолог Томас Генри Гексли (Thomas Henry Huxley) изучил полностью сохранившийся скелет мужчины, который был доставлен в Соединенное Королевство, и идентифицировал его как принадлежащий лейтенанту Анри ле Весконту (Henry Le Vesconte).

Столетие спустя назначили новую судебную экспертизу скелета, который был похоронен во Франклинском мемориале в Гринвиче (Великобритания). Эксперты выдвинули предположение, что этот прах принадлежит ученому Гарри Гудсиру (Harry Goodsir). Возможно, в этих данных таится ключ к разгадке того, что заставило команду оставить свои суда, информирует портал Science Now.

Подозревать Хаксли в умышленной мистификации было бы очень сложно. Ученый указал на характерные особенности трупа, такие как наличие золотого зуба, что позволяло идентифицировать его как представителя высшего света, а выпуклый подбородок делал его похожим на ле Весконта. Но когда Саймон Мейс (Simon Mays) и его коллеги из британского Портсмута принялись изучать эмаль одного из зубов, выяснилось, что погибший проживал не в Девоне, как ле Весконт. Более вероятно, он приехал с севера Великобритании. Поскольку Гудсир родом из Шотландии, он и оказался наиболее вероятным кандидатом в соответствии со своим возрастом и ростом.

Реконструкция черепа позволила увидеть ямочку под губой, которая живо напоминала дагерротип Гудсира. На страницах вышедшего в этом месяце журнала по археологии Journal of Archaeological Science авторы статьи признают, что данная идентификация останков с Гудсиром сомнительна. На судах находилось несколько уроженцев Северной Англии или Шотландии, а реконструкция по черепу не является абсолютно надежной.

Важным моментом исследования стало обнаружение на костях следов от зубов песца, или полярной лисицы, а не укусов проголодавшихся товарищей по плаванию. О каннибализме среди участников экспедиции Франклина если и можно говорить, то только на последнем этапе.

Но что же, в конце концов, погубило доктора? Ранее считалось, экипаж заболел цингой, вызванной нехваткой витамина C, но Мейс полагает это маловероятным: моряки были прекрасно осведомлены об этой опасности и вполне могли предотвратить эту беду. Мейс не обнаружил характерных для цинги признаков — ни внутренних кровотечений, изменяющих структуру костной ткани, ни скрученных из-за нехватки протеина волос.

Правда, содержание свинца в организме оказалось несколько завышенным, однако, по мнению Мейса, это типично для викторианской Англии. Его коллеги предполагают, что команда могла отравиться свинцом из-за неправильной консервации продуктов, которые испортились во время долгого путешествия, или из-за наличия свинца в аппарате для фильтрования морской воды. Мейс, со своей стороны, собирается собрать данные о наличии свинца в организме людей викторианской эпохи, а также следы заболевания цингой других погибших членов экипажа.

Читайте также: Мельница заблуждений: "Летучий голландец"

Биоархеолог Энн Кинлисайд (Anne Keenleyside) из Трентского университета в Канаде называет проделанный анализ "превосходным" и говорит, что это доказывает: не одна только цинга была единственной причиной смерти во время морских экспедиций.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить