Кто виноват во всех бедах?

В последние годы в странах бывшего СССР появилось огромное количество астрологов, хиромантов, экстрасенсов, разного рода нетрадиционных целителей. Прежде, чем обсуждать этот феномен, проследим его исторические корни.

С этой целью мы можем обратиться к книге Томаса Жажа "Производство сумасшествия". Наиболее интересным периодом, с этой точки зрения, были средние века, когда в Европе основными "целителями" являлись христианская церковь с одной стороны и так называемые "ведьмы" с другой.

В чем отличие церковного метода лечения болезней от всех иных?

Единственным церковным лекарством была святая вода. В средние века в Европе врачей было чрезвычайно мало. Услуги их были очень дороги и лечили они исключительно знатных особ. Поэтому немало людей из бедных сословий, а особенно женщины с их приниженным тогда статусом, не смевшие доверять свои женские секреты мужчине-врачу, шли к знахаркам и искали лечения в магии. Таким колдуньям иной раз давали уважительные имена: Хорошая Леди, Красивая Леди, Белла Донна — это название многие помнят и поныне по аналогии с лекарством.

Приносила ли "ведьма" пользу людям?

Безусловно. "Хорошая" ведьма была не только астрологом, хиромантом и ясновидящей, но и разбиралась в искусстве врачевания. Изучение анатомии, долгое время запрещенное церковью, началось с нее — вот почему позднее ведьм обвинили в разрывании могил и продаже младенцев дьяволу. С ведьм также началось изучение ядов, химии, фармакологии. Объяснение заключается в том, что в средние века светское врачевание в Европе было запрещено христианской церковью и могло практиковаться лишь людьми, стоящими "вне касты" — арабами, евреями и ведьмами.

В чем заключалась разница между "черной" и "белой" ведьмами?

С современной научной точки зрения, разницы, конечно, никакой не было. И белая, и черная ведьмы полагались на магию, однако считалось, что белая ведьма использует магию только в "благородных" целях: для излечения болезней, нахождения украденных вещей, определения преступника, защиты от злых духов. Народ видел достаточно шаткий официальный статус белых ведьм, поэтому не слишком их боялся. Наоборот, многие люди возлагали на них свои магические ожидания "чудесного исцеления" или облегчения страданий. Какое-то время церковь и инквизиция не трогали белых ведьм, хотя и относились к ним негативно.

По какой причине?

Белая ведьма была конкурентом церкви в вопросах исцеления людей. Кроме того, она действительно неплохо владела не только магией, но и терапией, хотя, с позиций религии, лечение души и тела является только Божьим делом. Так что, гнев средневековой церкви был направлен и против врачей-инородцев. Священники не утверждали, что ведьмы и врачи не могут лечить; наоборот, они заявляли, что сам процесс лечения является злом.

Почему процесс лечения, с точки зрения средневековой христианской церкви, является злом?

По мнению священников, исцеление происходило с помощью дьявола. Была даже такая средневековая поговорка: "Лучше умереть с Христом, чем быть вылеченным ведьмой или врачом, которым помогает дьявол". Действительно, считалось кощунством останавливать душу на пути в рай и возвращать ее обратно в физическое тело.

Можно ли привести конкретные примеры?

В 1590 году в Шотландии произошел случай, ставший причиной долгого судебного разбирательства. Ведьма Агнеси Сэмпсон обвинялась в том, что во время лечения некоего Роберта Керса "взяла на себя" его болезнь и затем, произведя страшный шум в доме, пыталась "передать" ее собаке или кошке. Попытка не удалась: болезнь "прошла мимо" животных и "ударила" вместо этого в другого человека, Александра Дугласа, который умер от нее. Первый же пациент, Роберт Керс, выздоровел.

Сейчас подобные случаи вызывают улыбку у любого образованного человека, однако в то время к ним подходили абсолютно серьезно. Изданный в 1542 году в Англии "Акт о колдовстве" описывает белую ведьму как "практика, не имеющего лицензии" на занятие медициной и другими видами деятельности. Фактически белая ведьма ставилась в число тех, чья активность была запрещена законом. Кроме того, белую ведьму могли в любой момент переквалифицировать в "черную", и тогда ее ждала смерть на костре или участь быть утопленной в реке.

Как видим, за средневековой охотой на ведьм просматриваются четкие экономические мотивы: церковь защищала свой монополизм в вопросах врачевания так же, как сейчас это делает государственная медицина.

Чем подтверждался "сатанизм" ведьм?

Тем, что ведьма, как и дьявол, все делала "наоборот", в обратном порядке по отношению к тому, как это делала религия. Например, церковь испытывала священный ужас перед ядами, а колдуньи использовали яды в качестве лекарств. Церковь не останавливала "душу" больного, когда она покидала тело, а ведьма только этим и занималась, когда работала с тяжелобольными.

В 1563 году в Шотландии и в 1572 году в Германии были приняты законы, отменявшие различия между черной и белой ведьмами. Церковь определила, что если женщина осмеливается лечить без того, "чтобы быть обученной" (церковью), то значит, она ведьма и должна умереть. Но знахарки в средние века действительно учились — правда, у природы, а не у священного писания.

По иронии судьбы именно ведьмы и колдуньи стояли у истоков психотерапии, хотя современные зарубежные историки медицины утверждают, что большинство средневековых целительниц были просто психически больны, поэтому Инквизиция, уничтожая ведьм, имела положительные намерения, но не имела достаточных знаний. Правда же в том, что в средние века ведьмы (и евреи) служили в Европе "козлами отпущения" за все происходившие несчастья: эпидемии, стихийные бедствия, голод и т.д. Эти группы стояли вне христианства, а потому не могли организованно защитить себя.

"Козел отпущения" — тоже из области суеверий?

Это суеверие тянется с древнейших времен, когда люди периодически искали жертву, на которую они могли "перенести" все свои грехи (так же, как современному человеку иногда хочется переложить груз ответственности на плечи другого). Иисус Христос тоже был "козлом отпущения", поскольку "страдал за всех людей". Христианская этика "хороший страдает за плохого" психологически уязвима, поскольку порождает необоснованное чувство вины у людей, которые видят страдания "хорошего". Пусть уж лучше страдает "плохой".

Приведу еще один пример, В арабских государствах в средние века во время массовых эпидемий по всем домам водили верблюда, который должен был "взять на себя" все болезни. Затем люди отводили верблюда в специально выбранное священное место и оставляли его там, после чего считали себя избавившимися от всех болезней.

В наше время каждый читатель может вспомнить слои населения, которым приписывается вина за все неудачи руководства (масоны, мафия, коммунисты, демократы). Таким образом, палач, обвиняя жертву, может казаться добродетельным самому себе.

Действительно, давайте перенесемся в современность. Существуют ли отличия между средневековыми "ведьмами" и современными астрологами, хиромантами, экстрасенсами?

И те, и другие использовали и используют так называемую "магию", однако сравнивать надо другое — уровень медицины в средние века и теперь. Еще 5-6 веков назад медицина (так же, как и многие естественные науки) была очень слабо развита. Потому и открывался простор для фантазий по поводу скрытых энергий, воздействия звезд и т.д. Теперь уровень медицины и ее техническая оснащенность неизмеримо выше, поэтому область магического "фантазирования" резко сузилась, и обманывать людей современным магам становится все сложнее.

Почему же иные люди предпочитают идти к неофициальному "целителю", а не к врачу в поликлинику, почему так популярны книги о всяких "чудесных исцелениях"?

Начну с последней части вопроса. Когда мы были детьми, то очень любили слушать волшебные сказки. Эта детская потребность в чуде остается у многих в виде ожидания быстрого исцеления (или хотя бы ощущения, что оно произошло). Подобный же феномен лежит в основе веры в Бога: религиозный человек видит себя ребенком, нуждающимся в защите, а Бога — отцом и защитником. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд утверждал, что взрослый индивид не должен нуждаться в подобного рода "комфорте".

К "целителям" люди нередко идут также по психологическим причинам — за теплотой и состраданием. Многие из пациентов вкусили холодный бюрократизм иных государственных медиков и больше не хотят повторения этого опыта. Можно сделать вывод, что официальная медицина выигрывает в более адекватном "мировоззрении" и технической оснащенности, а разного рода нетрадиционные лекари — в умении найти ключи к психике конкретного человека. Нередко их воздействие носит чрезвычайно вредный для пациента характер.

Как же быть с имевшими место случаями "чудесных исцелений", о которых пишут в прессе?

Большинство подобных "исцелений" связано с особенностями психики "исцелившихся". Как правило, это люди истероидного склада характера, болезни которых имеют не органическую, а психологическую природу. Например, в случае истерического паралича пациент время от времени двигает конечностями, однако сам искренне верит в то, что он парализован. И при истерической глухоте слуховые нервы не повреждены — просто пациенту важно не слышать чего-то в определенные моменты. Такие черты поведения истероидного больного врачи называют "условной выгодностью симптома".

При большом же скоплении зрителей "больной" оказывается в центре внимания и своим "исцелением" производит огромное воздействие на аудиторию (чего сам втайне желает). Вот и все чудо. Известно ведь, что выступления и сеансы разного рода "колдунов" и "целителей" проводятся в состоянии массовой экзальтации и привлекают немалое количество людей с неуравновешенной психикой, которые болеют и выздоравливают по нескольку раз в день.

Означает ли сказанное, что занятия астрологией, хиромантией, экстрасенсорикой, парапсихологией, "целительством" несовместимы с традиционной верой в Бога?

Конечно. Об этом пишется и в Ветхом, и в Новом Завете. Поэтому словосочетания вроде "Христианская школа астрологии" или "Кабинет православного целительства" совмещают в себе несовместимые понятия и свидетельствуют об уровне грамотности. К сожалению, у многих людей в голове такая путаница, что они умудряются сочетать хождение в церковь и следование астропрогнозам. В результате предрассудки плодятся и наблюдается дальнейшее "оболванивание народа" всякими мистиками.

Каков психологический механизм веры в скрытые энергии, влияние звезд, сглазы и т.д. ?

Психологически легче верить, что корень проблем не в самом себе, а в окружающем мире, что причины твоих проблем "невидимы и могущественны", а значит, можно не прилагать усилий по самосовершенствованию. Разного рода суеверия позволяют думать, что конкретный человек мало что может изменить в себе. Таким образом происходит оправдание собственного безделья и всевозможных пороков. Окружающий мир, точнее, его "непознанная" часть становится "козлом отпущения" болезней и проблем человека.

Квалифицированный же психолог учит пациента искать причины жизненных трудностей внутри себя, находить там резервы для полезных изменений. Впрочем, о наших резервах речь впереди.

Люди, стало быть, обращаясь к современным ведьмам, сами желают, чтобы их обманывали?

Людей столько лет обманывала власть, что многим проще чего-то не знать, чем знать правду. На Западе образованная часть населения с усмешкой относится к астрологам, хиромантам, "ясновидящим", поскольку научились отличать реальную помощь от скрытого надувательства, сопровождаемого к тому же промыванием мозгов. Там люди ценят свою свободу, считают себя хозяевами своей судьбы, поэтому не понесут деньги разным шарлатанам и "предсказателям".

Вы упомянули "промывание мозгов"(или зомбирование). Что это такое и как оно происходит?

Подобный феномен имеет место, когда субъект попадает в какую-либо тоталитарную секту или иную группировку, стоящую на оккультных мистических позициях (учение Кришны, Шри Чинмоя, парапсихология, дианетика, астрология и т.д.). Человека всячески запугивают разными бредовыми угрозами" типа "уничтожить ауру", "пробить биополе", "отключить гороскоп". Как известно, в состоянии страха у людей повышается внушаемость. Вот тогда новичку и вдалбливают лжеистины того или иного учения, сопровождая процесс изнурительным образом жизни (многочасовые молитвы, изнурительные диеты и т.д.). Делается это с целью подавить независимое, сознательное мышление, стереть границу между реальностью и галлюцинацией, заставить человека беспрекословно выполнять любые абсурдные приказы своего "гуру", который, якобы, имеет контакт с высшими силами. Парадокс, но ложное чувство "просветления" и "экстаза" венчает собой пирамиду оболванивания интеллекта и подавления личности. Разум человека капитулирует и скатывается в пучину телячьего поклонения перед "гуру" и тупой убежденностью в очередном бредовом учении, которое невозможно проверить.

Новичок, приходящий в такую группу и желающий иметь контакт с "потусторонними силами", попадает в своеобразную ловушку. Для того, чтобы "научиться" оккультизму ("чтению мыслей", "энергетической подзарядке" и т.д.), ему необходимо долго тренироваться. Сами по себе тренировки в силу своего изнурительного и бессмысленного характера уже "сдвигают" мозги. Проходит время, но ученик, если у него еще осталась капля здравого смысла, так и не чувствует никаких потусторонних сил. Тогда "учитель" говорит ему: "Это потому, что ты недостаточно веришь и мало работаешь над собой". Ученик начинает "верить" и заниматься с большим усердием — и так до тех пор, пока в его воспаленном воображении не начнут появляться галлюцинации, аналогичные тем, которые бывают у психически больных.

Как показали исследования зарубежных ученых, в подобного рода "школах" и сектах гораздо выше процент людей с психическими отклонениями, в том числе, с шизофренией. Таким путем шизофреники хоть как-то поддерживают свое самочувствие, поскольку общаются с "себе подобными" и при этом совместно занимаются чем-то таким, что позволяет уйти от реальности. Однако преодоление душевных недугов никогда не лежит на путях "избегания" окружающего мира. Жизненные трудности разрешаются только в более глубоком понимании реальной жизни и самого себя.

" В чем причина повального увлечения граждан бывшего СССР мистикой и оккультизмом?

Раньше коммунисты учили людей верить не в самих себя, а в светлое будущее всего человечества. Коммунистические идеалы рухнули, так и не осуществившись, но свято место пусто не бывает. На смену пришла столь же абсурдная вера в потусторонний мир, НЛО, влияние звезд и и.д. Если человек верит в собственный разум и способности, он быстро осознает цену трескотни, которая несется со страниц популярных изданий или из уст очередного "колдуна", работающего по совместительству сантехником. Народ, к сожалению, привык, чтобы его обманывали, и его обманывают и будут обманывать колдуны, экстрасенсы, астрологи, политики и банкиры с уголовным прошлым.

Продолжение следует...

Л.З.Левит "Интервью с частным психологом".
Глава "Сказки для взрослых"

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *