"Код да Винчи" и проблема ЛСД

Необычную интригу скандалу вокруг " Кода Да Винчи " придало заявление известного английского психиатра из Ливерпульской медицинской академии Бена Сессы , который сказал газете "Сан", что его предложение о необходимости дискуссии о возобновлении использования ЛСД-25 в лечебной практике подвергается обструкции теми медиаструктурами, которые как раз и пиарят картину Ховарда , где, как и в книге Дэна Брауна , утверждается, что Иисус Христос был женат на Марии Магдалине и у них были дети. Начавшийся мировой прокат ленты вызвал возмущение христиан и мусульман по всему миру.

Новый этап дискуссии об ЛСД-25 начался в январе этого года, когда в Базеле отмечалось столетие Альберта Хоффмана , в 1937 году создавшего, а в 1943-м открывшего уникальные свойства ЛСД , что российский профессор Владимир Данилин сравнивает с изобретением пороха. Впрочем, вопрос о необходимости решения политических и юридических проблем, связанных с психоделиками, поставил еще в 2001 году в своей итоговой книге "Психология будущего" крупнейший психолог и психиатр Станислав Гроф, которого ставят в один ряд с Зигмундом Фрейдом и Карлом Густавом Юнгом.

Напомним, что удивительные свойства ЛСД были установлены еще в 1947 году немецким профессором Вернером Штолем, после чего исследования начались и в других странах, в том числе в Советском Союзе, где ими руководила Мария Телешевская. Многочисленные опыты доказали благотворное влияние ЛСД-25 на психологическую трансформацию личности, лечение алкоголизма и других аномалий. Учеными было установлено, что во время сеансов (т.н. "ЛСД-путешествий") некоторые люди испытывали глубочайшие переживания религиозного и мистического свойства, что официальная наука признает и поныне. Так, в основном пособии для американских психиатров "Клиническая психиатрия", подготовленном Нью-Йоркским медицинским колледжем (рус. изд. - М, "Медицина", 1997), об этом говорится так: "Обнаружено, что применение ЛСД способствует более глубокому пониманию религиозных и философских проблем".

При этом были выявлены и значительные отрицательные свойства препарата - непредсказуемость его действия и неожиданные возвращения в измененные состояния сознания в некоторых случаях. Зафиксированы и случаи возникновения психозов и суицидальных настроений, а также совсем необъяснимые вещи: некоторые люди, принимавшие ЛСД бесконтрольно, видели в зеркале вместо своего лица голый череп. На это наложилось принявшее размах эпидемии применение ЛСД "бунтующей молодежью", что способствовало расцвету "черного рынка" и прочим злоупотреблениям. В 1966 году, благодаря настойчивости сенатора Роберта Кеннеди, производство и применение ЛСД-25 на всей территории США было запрещено, после чего это постепенно сделали и другие страны. В СССР все исследования с ЛСД были прекращены в 1968 году, но Марии Телешевской удалось опубликовать часть их результатов в монографии "Методы психотерапии" (Ереван,1970).

Единственным местом в США, где продолжались официальные работы с ЛСД, остался Мэрилендский центр психиатрических исследований. Станислав Гроф и Джоан Халифакс добились удивительных результатов в психотерапии смертельно больных раком, которые во время ЛСД-сеансов испытывали "озарения религиозного характера", в том числе и "видения Христа как богочеловека и Спасителя". Детально эти случаи изложены в знаменитом бестселлере Грофа и Халифакс "Человек перед лицом смерти", переведенном в России в 1994 году.

В 1974 году исследования в Мэриленде без объяснения причин были прекращены по распоряжению ЦРУ, которое, как писал тогда "Newsweek", засекретило все работы с ЛСД в рамках возрожденного проекта "МК-ультра".

Гроф обнародовал итоги своей многолетней работы, а также свою революционную концепцию человеческого бессознательного в книгах "ЛСД-психотерапия", "За пределами мозга", "Путешествие в поисках себя", выпущенных издательством Нью-Йоркского университета и переведенных в России. Он считает, что ЛСД-25 не наркотик, а катализатор, благодаря которому человек выходит на те уровни психики, которые обеспечивают ему прямой информационный контакт с божественным.

Утверждая это, Гроф ссылается на данные более чем 2 тысяч собственных ЛСД-путешествий и 10 тысяч путешествий своих пациентов, которые он контролировал. Еще в начале 60-х годов Гроф, работая в НИИ психиатрии Чехословакии, записал сообщения некоторых пациентов, которые после сеансов продиктовали ему точные координаты людей, с которыми в "Ином Мире" их просили связаться "развоплощенные сущности" и сообщить, что с родственниками "там" все хорошо. Когда Гроф и сотрудники его лаборатории делали это, то обнаруживали, что речь идет о передаче информации от недавно умерших людей.

В ЛСД-сеансах люди также часто переживали встречи с мифологическими персонажами иных культур, о существовании которых до этого не имели никакого представления. Это позволяет, по мнению Грофа, считать эмпирически подтвержденным учение Юнга об общих для всех народов и рас архетипах коллективного бессознательного, в основе которого лежит архетип Бога как Творца всего сущего.

На основе своих исследований Гроф предложил новую картографию человеческого бессознательного, основанную на четырех базовых перинатальных матрицах, соответствующих четырем стадиям родов - от "океанического покоя" в матке до момента появления на свет. Гроф и его сотрудники установили, что во время ЛСД-сеансов многие вновь переживали все эти четыре матрицы и утверждали потом, что на стадии четвертой - смерти и возрождения - видели "божественный свет, Иисуса Христа как богочеловека и Спасителя".

Традиционные христианские конфессии до сих пор никак не могут прокомментировать "религиозные прозрения" на последних стадиях многих зафиксированных в годы официальных исследований ЛСД-сеансов. Официальная психология и психиатрия также находятся в растерянности. По мнению заместителя главного психиатра Москвы по наркологии Евгения Брюна, выводы Грофа выглядят невероятными, поскольку полностью переворачивают парадигму традиционной науки. При этом они нуждаются в серьезном обсуждении и дискуссии, так как речь идет о всемирно известном ученом-клиницисте и данных его многолетней практики.

В "Психологии будущего" Гроф утверждает, что данные ЛСД-исследований служат научным доказательством того, что Иисус Христос - это не легенда и тем более не земной и греховный человек, каким его хотят представить создатели "Кода Да Винчи", а именно богочеловек и Спаситель, информация о чем заложена в бессознательном даже таких атеистов, как главный идеолог "Союза Правых сил" Леонид Гозман, и именно этот пласт и активизируют психоделики. Благодаря им, считает Гроф, самые обычные люди могут приобщиться к тому трансцендентальному опыту, который в прошлые века был доступен только мистикам и визионерам. При этом он категорически возражает против бесконтрольного распространения ЛСД, а ведет речь о возрождении тех психотерапевтических сеансов, что официально проводились в 50-60-е годы прошлого века на основе легальных поставок ЛСД швейцарским концерном "Сандоз".

Английская общественность полагает, что сторонник идей Грофа доктор Сесса удачно воспользовался скандалом вокруг "Кода Да Винчи", чтобы привлечь всеобщее внимание к проблеме ЛСД. Еще в марте Сесса прочел три лекции в Королевском медицинском обществе, где эта тема обсуждалась впервые за последние 30 лет и вызвала острую дискуссию. Главным оппонентом стал ветеран английской психиатрии Дэвид Стоунбридж, сам занимавшийся легальными экспериментами с ЛСД. Как сообщает "Гардиан", во время дискуссии он заявил: "ЛСД обладает просто чудовищным по силе воздействием на психику. Этот препарат абсолютно непредсказуем. В моей практике тоже были случаи, когда люди испытывали колоссальной силы религиозные потрясения, которые их позитивно преображали. Но было и такое, когда ЛСД срывало все психические защиты и ввергало людей в немыслимые здравым рассудком ужасы ада".

Несмотря на критику, Сесса предлагает провести международную научную конференцию по психоделикам под эгидой Всемирной организации здравоохранения. Уже сейчас он готов представить на ней четырех англичан, которые молодыми в начале 60-х годов официально проходили сеансы ЛСД-психотерапии и на них испытали сильные переживания религиозного характера с видениями Иисуса Христа, после чего стали истово верующими, что было зафиксировано в сохранившихся медицинских отчетах. Они готовы приехать на конференцию и выразить свое негодование книгой и фильмом "Код Да Винчи", которые низводят Иисуса Христа до уровня земного человека с плотскими страстями. Между тем в некоторых европейских странах частные психиатрические клиники уже несколько лет используют ЛСД-25 "по желанию пациентов". Как сообщает французская "Либерасьон", это происходит в клиниках Чехии и Швейцарии.

В заключение стоит вспомнить, что мы были единственной страной, которая после всеобщего запрета использования психоделиков в психиатрии, закрепленного на уровне конвенции ООН, временно разрешила применение одного из сильнейших препаратов - кетамина (на сленге "черного" рынка "витамина К"). В период горбачевской борьбы с алкоголизмом главный нарколог Ленинградской области, доктор медицинских наук, профессор Евгений Крупицкий разработал и недолгое время применял для лечения алкоголиков кетаминовую психоделическую терапию. Как и при официальном использовании ЛСД-25, сотрудники государственных клиник зафиксировали, как пишется в книге доктора психологических наук Владимира Козлова "Трансперсональная психология", что "кетамин, даже в небольших дозах, быстро выводит пациента на глубинные трансперсональные уровни психического, ассоциированные с исчезновением чувства "Я" и глубокими переживаниями мистико-религиозного характера" (М.,"АСТ", 2004, стр.507). В 1989 году первоначально одобренная Минздравом для ограниченного применения кетаминовая терапия была полностью запрещена на всей территории СССР.


Андрей Щербаков

Обсудить