"Радиационный удар" закалил Белоруссию

Сегодня, 26 апреля 2016 года, исполняется 30 лет со дня взрыва на Чернобыльской АЭС. Pravda.Ru публикует разговоры, воспоминания со встречи творческой интеллигенции Белоруссии, России и Украины. "В первые дни аварии царила неразбериха. По щитовидкам был нанесен "радиационный удар". Особенно пострадали дети", вспоминает о тех днях онколог.

Поэты на этой встрече читали стихи. Свои и чужие. Те, что им особенно нравились.

"А я б, казалось, — весь повиновенье.

Нам думалось: надежнее и нет.

Да так рванул однажды день весенний,

Что содрогнулся сразу целый свет.

Поблек пейзаж и смотрится пассивно,

Осел на город необычный дым.

И мирный атом, ставши агрессивным,

Нацелился на села и сады…"

Строки Константина Лазаренко юный поэт "разбавлял" своими, но запомнить их сразу было трудно, так как они звучали на украинской мове, а потом и белорусской.

Физик подробно рассказывал о деградации "слоновой ноги", что образовалась вскоре после взрыва. Это скопление ядерного топлива, и ученые опасались, как бы сплав не "набрал" критическую массу. Их расчеты показали, что подобного произойти не может…

Потом выступал врач. Он рассказал, как в Гомеле лечат жителей пострадавших районов, причем не только Белоруссии, но и Украины, и России.

Онколог посетовал на ту неразбериху, что царила в первые дни аварии, когда по щитовидкам был нанесен "радиационный удар". Особенно пострадали дети, и вот теперь им приходится расплачиваться за недальновидность взрослых, не сумевших их защитить.

А потом поэты вновь читали свои стихи.

После них выступали чиновники и ученые, деятели искусств и ликвидаторы. Каждый рассказывал что-то сугубо "свое", откровенное, а потому трогавшее сердце и душу — а разве иначе может быть, когда приходит общая беда!?

А я читаю размышления студентов о Чернобыле. Они из Гомеля, а потому их суждения особенно ценны:

"Мы все можем много рассуждать о том, что надо помогать живущим на загрязненных территориях, но не каждый согласится употреблять в пищу, например, овощи, которые выросли там, даже будучи уверенным, что они не накопили радиации. Беларусь, пожалуй, одна из трех стран, идущая по максимально оптимистическому пути, хотя на это есть свои причины.

Россия — большая страна с множеством природных ресурсов, ей не приходится думать об экономической полезности загрязненных территорий. Что касается Украины, там гораздо больше проблем, связанных с Чернобылем, чем у стран-соседок: обслуживание станции, города-призрака Припяти, строительство нового саркофага. Все это требует значительных средств и сил, поэтому в свете данной ситуации принятие решения о судьбе загрязненных территорий видится не таким уж значительным.

На основании этого у нашей страны есть повод заниматься данной проблемой… Если бы одним словом можно было охарактеризовать новую стратегию отношения к проблемам Чернобыля, то я назвала бы слово "оптимизм".

Мария Содылева стала заочно еще одной участницей конференции "Чернобыль: преодоление. Вклад научной и творческой интеллигенции Беларуси, России и Украины", которая прошла в Минске в канун 30-летия аварии на Чернобыльской АЭС. Студентка из Гомеля четко выразила общее мнение участников конференции: надо учитывать уроки прошлого, но все свои устремления направить в будущее. И опыт Белоруссии необычайно ценен, потому что республика, преодолевая последствия Чернобыльской трагедии, нацелена на будущее, и потому успехи очевидны. О них в основном и шла речь на конференции, в которой приняли участие около ста представителей трех стран.

Доклады на конференции были разные: деловые, подчас суховатые, изредка эмоциональные, но всегда впечатляющие. Особенно в тех случаях, когда их авторы (вне зависимости от должностей и званий!) приводили конкретные примеры того, как пораженная радиацией земля и атакованные ею люди побеждают атомную стихию.

"Физики" и "лирики", будто вспомнив дискуссию из прошлого (полвека с лишним прошло с той поры!), по-разному представляли то, что скрывается за словом "оптимизм". Однако неизбежно приходили к единому выводу: "жить прошлым — это преступление против будущего".

Здесь иногда снимают фантастические фильмы — уж очень необычно выглядит этот "вулкан" в Брестской области. Это крупнейшее предприятие в Европе, где добывается гранит. А экзотику создают водопады, которые рвутся из-под земли — это грунтовые воды. Туристы любят посещать этот карьер. И хотя 30 лет назад облако из Чернобыля "накрыло" его, нынче никакой опасности уже нет — уникальное предприятие расширяется.

Неподалеку отсюда в Пинском районе находятся плантации клюквы. Это "Полесские журавины" — знаменитые ягодные угодья Белоруссии. Пустошь под Селищем начали осваивать через год после аварии. Из США привезли саженцы, потом к заокеанской технологии добавили свое трудолюбие и опыт, и, в конце концов, "Полесская целина", как именовали теперь эти земли, начала приносить плоды. Вкусные и щедрые.

Через десять лет собрали 370 тонн клюквы, а в самой Америке случился неурожай. И клюква из Белоруссии появилась там на рынке. Качество ягод было оценено по достоинству, и теперь уже более десятка стран закупает лекарственную ягоду. Кстати, здесь же выращивается голубика, черника, а также грибы, которые пользуются спросом в Европе.

Конечно же, и в Америке и в Европе специалисты пытались найти в ягодах и грибах "следы Чернобыля". Однако их не оказалось, так как вся продукция, выращенная на полях Белоруссии, подвергается жесткому контролю, который был введен в республике сразу после аварии.

Нормативы по допустимому уровню содержания радионуклидов одни из самых жестких в мире, а контроль осуществляется как на государственном и ведомственном уровне, так и общественностью. За все эти годы не было случаев, чтобы в торговую сеть Белоруссии, а не только зарубежья, попала продукция со сверхнормативным содержанием радионуклидов.

Так реальность нынешнего дня борется со слухами и искаженными представлениями о прошлом.

О возрождении земель Белоруссии после аварии в Чернобыле рассказывали на конференции министры и академики, публицисты и специалисты. Их доклады были подробны, а потому убедительны. Но на меня особо сильное впечатление произвели эссе студентов, с которыми меня познакомили руководители Российско-белорусского информационного центра. Они провели оригинальный конкурс среди студентов Гомеля и Могилева, выясняя, что именно думают они о последствиях Чернобыля.

Как мне кажется, фрагменты студенческих работ дают представление и о масштабах катастрофы, и о том, как преодолеваются ее последствия. Действительно, все работы заражены оптимизмом…Их авторы — Вячеслав Ядренцев, Виктория Ширяева, Екатерина Ускова, Дарья Жижневская, Павел Сырицкий и другие:

"Чернобыльская катастрофа не должна повториться. И заросшие лесные тропки должны вести не к Богом забытым местам. Они должны быть ровными ухоженными дорогами, ведущими к свету, добру и вечной жизни. Кто знает, может, совсем скоро жизнь вернется и в эти края. И снова разнесется по лесу звонкий смех озорных подростков, бегущих наперегонки, едва заметив алые россыпи лесной ягоды".

"Все в жизни закономерно, и каждому даются испытания по силам. В народе говорят: "что нас не убивает, то делает нас сильнее". Этот случай стал закалкой для нашей страны, проверкой на прочность и стойкость, как по преодолению последствий, так и по развитию этих территорий и повышению качества жизни. Накопленный и наработанный в данном вопросе опыт теперь может быть использован и передан странам, столкнувшимся с подобными проблемами. Многие из экологических проблем вполне разрешимы. Но для этого "вполне" требуются от человека работа вдвойне — с последствиями и самим собой".

"Мой папа бредит родной сторонкой. Недавно они чуть не поссорились с мамой. Он заявил, что намерен уехать на Брагинщину, поселиться в каком-нибудь доме, обзавестись хозяйством. Он и слышать не хочет маминых доводов, что период полураспада цезия-137 — 50 лет, стронция — и того больше. А что, рассуждает он, можно агроусадьбу обустроить да и гусей разводить можно. Говорят, что гусиное мясо чистое в плане радиации. Наверное, и поехал бы, но здесь в Речице — работа, жилье, дети".

"На пострадавших территориях был создан Полесский государственный радиационно-экологический заповедник. В нем работают одни из лучших специалистов в области селекции и разведения редких животных… В настоящее время на территории Полесского заповедника гнездятся такие редкие виды птиц, как серый и черный аист, журавль серый, сова бородатая, сыч мохнатый, глухарь, подорлик малый и многие-многие другие.

Относительно недавно сюда были завезены беловежские зубры и лошади Пржевальского, которые освоились, прекрасно себя чувствуют и размножаются в этих условиях. Более 100 представителей флоры и фауны заповедника включены в Красную книгу Беларуси, а 5 — в Международную Красную книгу. Так что для ученых здесь работы хватает. Наиболее же распространенными животными в пределах заповедника являются: лось, косуля, олень благородный, кабан дикий, лисица, куница лесная, бобр речной, белка обыкновенная, заяц-русак, хорек лесной, ласка и еж обыкновенный

На территории Полесского заповедника произошло естественное заболачивание низких мест, что привело к распространению на этих землях пресмыкающихся (болотная черепаха и ящерица прыткая) и земноводных (тритон гребенчатый, чесночница, лягушка прудовая и травяная), а также увеличилась популяция бобров. А ведь давно известно, что белорусские болота — это легкие Европы!"

"Радионуклидами было загрязнено 23,5 процентов всей площади Белоруссии. Причем заражены были южные районы, где традиционно собирались более высокие урожаи и где находятся земли с огромными запасами деловой древесины. На момент аварии на загрязненных территориях проживало 2,1 миллиона человек, пятая часть населения Белоруссии.

Сразу после чернобыльской катастрофы были отселены почти 25 тысяч человек из 107 населенных пунктов. В последующие 15 лет массовому переселению подверглись еще 135 тысяч жителей республики. Однако и сегодня на менее загрязненных территориях, в трех тысячах деревень, городов и поселков, продолжают проживать более полутора тысяч миллионов белорусских граждан…

Нам жизненно необходимо формирование настоящего экологического самосознания у белорусского народа, передаваемого будущим поколениям на генетическом уровне. Для нашей страны этот вопрос является особенно актуальным. Судьба распорядилась жестоко, что на нашу землю обрушилась чернобыльская трагедия.

Мы находимся только в начале дороги, нам предстоит пройти большой и сложный путь, но он вполне возможен и реализуем. Мне представляется чрезвычайно важным формирование у населения навыков радиационной гигиены и знание основ радиационной безопасности".

Студенты устремлены в будущее. Они трезво и объективно оценивают обстановку в тех районах Белоруссии, которым уготована судьба еще долгие годы числиться "особыми", и где авторы эссе предполагают работать после окончания вузов.

Конференция в Минске отражает, на мой взгляд, нынешнее отношение молодого поколения к тому, что случилось 30 лет на ЧАЭС. Оптимизм пронизывает не только тех, кто тогда справился с общей бедой, но и юношей и девушек, знающих о ней по рассказам своих отцов и дедов, воспоминаниям ликвидаторов, исследованиям ученых, рекомендациям специалистов и произведениям поэтов, писателей, художников и режиссеров. Только общение "физиков" и "лириков" рождает такой оптимизм, а потому оно так важно и необходимо. И не существует границ между нами!

Кстати, это наглядно было продемонстрировано в заключительный день конференции, когда на экране появился огромный медведь, который шел по лесной тропе. Оказывается, мишка из Полесского заповедника спокойно пересек государственную границу с Украиной и там поселился навсегда…

Участник ликвидации аварии на ЧАЭС

 

Автор Владимир Губарев
Владимир Губарев — русский и советский писатель-фантаст, драматург, журналист