Танк-гигант оказался по плечу только СССР

Все-таки в удивительное время мы живем! Захотели люди сделать для музея огромный пятибашенный танк 30-х годов и… сделали! И деньги нашлись, и чертежи, и материалы. Танк уже готов и украсит экспозицию музея в Верхней Пышме! Что это за танк? Чем он так интересен? В этом вопросе разбиралась Pravda.Ru.

История бронетанковой техники

Начнем, как всегда, с истории, потому что она, как известно, если и не все, то очень многое объясняет. Сразу же после Первой мировой войны участвовавшие в ней страны начали совершенствовать свою бронетанковую технику, но не так, чтобы уж очень торопились — война-то ведь только что закончилась.

Тем не менее тем же французам было жалко бросать начатое — только что налаженное производство тяжелого танка 2С, и они решили его закончить. Так появился монстроподобный танк с экипажем из 12 человек и самым на то время мощным длинноствольным орудием калибра 75-мм. Вплоть до появления в 40-е годы советских Т-34 и КВ это был самый мощно вооруженный танк! Правда, башен у него было всего две: впереди и сзади. Спереди с пушкой, а задняя с пулеметом.

Приводился в движение танк электротрансмиссией — вот как! Два двигателя приводили в действие электрогенераторы, а те — электромоторы. Всего их сделали 10 штук, и они находились на вооружении до 1940 года, когда бесславно закончили свою карьеру в самом начале войны с немцами.

Тем не менее, об этих танках много писали, "пугали" ими друг друга, а вот теоретики того времени решили, что танки это тот же флот! И, мол, французские 2С это "линкоры". Потом следом идут "крейсеры", за ними "миноносцы" и… "торпедные катера". В соответствии с этой стройной теорией в начале 30-х годов как раз и появились двухместные танкетки, легкие трехместные танки типа двухбашенного английского "Виккерс-6т", трехбашенные крейсерские танки "Виккерс-16т", ну и опять-таки англичане подсуетились и выпустили в 1926 году первый в мире пятибашенный танк, получивший название "Индепендент", что значит "Независимый".

В четырех башнях у него находились пулеметы с водяным охлаждением, а в главной башне 47-мм пушка, стрелявшая бронебойными снарядами. Танк производил впечатление, но очень дорого стоил. Поэтому англичане в условиях кризиса 1929 года сделали его всего один. Сегодня он находится в Королевском танковом музее в Бовингтоне. А вот что касается СССР, то тут было так…

В 20-е годы советские инженеры начали создавать первые советские танки и создали легкий Т-18, средний Т-12 и Т-24, но… превзойти уровень западных инженеров не смогли. И тогда было решено, не мудрствовать от лукавого, а просто поехать и купить танки за границей и на их основе выпускать свои собственные. Срочно отправили комиссию во главе с командармом Халепским и приобрели в Англии танкетку "Карден-Лойд", танк "Виккерс-6т", а в США танк Уолтера Кристи.

Вот на их-то основе и стали выпускаться танкетка Т-27, и танки Т-26 и БТ. Танк "Виккерс-16т" англичане продавать отказались, но наши инженеры его "подсмотрели", узнали все его данные и сообщили военным, а те решили, что и нам нужен такой же. Так появился трехбашенный Т-28. Однако нет данных, что они видели "Индепендент". Слышать о нем могли. А вот видеть…

Советский трехбашенный танк Т-28

Как бы там ни было, разрабатывать его начали в СССР практически одновременно с Т-28 и использовали в его конструкции те же самые башни: главную с 76,2-мм короткоствольной пушкой и пулеметную с пулеметом ДТ. А вот поскольку Т-35 планировался в качестве "сухопутного линкора", на него поставили еще две башнями с 45-мм противотанковыми орудиями с Т-26, но без кормовой ниши. Кроме того, танк имел еще 6-7 пулеметов (включая один зенитный), что позволяло его экипажу создавать вокруг себя сплошную зону поражения.

Из орудия главной башни вели огонь по вражеской пехоте и укреплениям, два орудия малых башен, располагавшихся по диагонали, должны были поражать неприятельские танки, ну и две также диагонально расположенные пулеметные башенки, не отличавшиеся по конструкции от башен Т-28, дополняли весь этот арсенал! То есть конструкция машины была модульной и потому весьма рациональной. В 1933–1939 гг. Т-35 выпускался на Харьковском паровозостроительном заводе, где было выпущено 59 машин (по другим данным, 61). Известны варианты (модификации танка) с коническими башнями, и рядом других усовершенствований, однако как его не совершенствовали, очень скоро стало ясно, что на суше "корабельная теория" не работает.

Огромный, высокий танк длиной почти десять метров и высотой практически 3,5 представлял собой хорошо заметную мишень. Пространство между башнями являлось отличной "ловушкой" для снарядов. Большой вес мешал усилению брони. Кроме того, стрельба на ходу была малоэффективной, а останавливаться, чтобы все пять башен смогли бы хорошо пристреляться, было просто самоубийственным делом! Военные отмечали также низкую надежность механизмов этих тяжелых машин, трудности управления ими, еще, что танк может преодолеть подъем только лишь в 17 градусов, и что даже "большая лужа была для него препятствием". Но на парадах эти танки смотрелись очень эффектно. Особенно когда по Красной площади колонны танков шли "по нарастающей": сначала танкетки и плавающие танки, за ними Т-26 и БТ, потом Т-28 и, наконец, левиафаны Т-35.

Создание танка Т-35

Начало Великой Отечественной войны Т-25 встретили в районе Равы-Русской, где практически все и погибли. Однако только семь были уничтожены непосредственно в боях! Остальные были брошены своими экипажами из-за поломок, нередко совершенно пустяковых. Например, в акте о потерях 68-го танкового полка отмечается: "танк Т-35 №744-63 — Заедание поршней в двигателе. Танк оставлен на пути из Злочева в Тарнополь 1 июля. Стреляющий механизм и пулеметы с машины сняты и сданы на транспортные машины дивизии".

Т-35 34-й танковой дивизии №744-66: "Сожжен главный и бортовые фрикционы 9.7.41 в районе с. Бложино. У другого лопнул приводной ремень вентилятора охлаждения, а другой — есть фото, так и вовсе свалился с моста! Показательно, что немцы очень любили фотографироваться на фоне разбитых и поломавшихся Т-35, и таких фотографий сохранилось достаточно много. Видимо, размеры, и количество башен тягостно поразили их воображение. И уж они были рады-радешеньки, что эти монстры недвижимы. Впрочем, тут претензии, наверное, не столько к тем, кто этот танк создавал, сколько к тем, кто так варварски и неумело его эксплуатировал. Хотя, то, что у Т-35 был плохой обзор у водителя, несомненно. Это хорошо заметно и на его фотографии.

Как бы там ни было, а созданием танка Т-35 СССР доказал, что его инженерам по плечу создание самой современной по тому времени и сложной военной техники, а его промышленности по силам ее производство! И не удивительно, что именно этот танк изображался на многих патриотических плакатах как довоенного времени, так и начального периода войны, вплоть до 1943 года. Вот только до нашего времени дошел всего лишь один такой танк, который экспонируется в музее бронетанковой техники в Кубинке. И следует подчеркнуть, что это действительно так.

Англичане, например, сумели наладить выпуск лишь трехбашенных танков, которые в боях себя никак не показали. Немцы и японцы выпустили трехбашенные машины, вооруженные двумя орудиями каждый, но в очень незначительном количестве. По сути, это были всего лишь опытные образцы!

И вот теперь рабочие и инженеры одного из уральских заводов по чертежам 30-х годов прошлого века воссоздали этот знаменитый танк в металле. Теперь он станет самым большим и тяжеловесным экспонатом музея бронетанковой техники в Верхней Пышме.

Но экспонат — экспонатом, а благодаря этому сегодня появилась реальная возможность снять кинофильм о начальных днях войны, где в обязательном порядке должен фигурировать этот танк, который при всех своих недостатках был не только парадным символом, но и воевал и внес свой, пусть и скромный вклад в Победу!

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру