Операция "Ангора" по выращиванию кроликов в концлагерях для сбора шерсти

Операция "Ангора" - странный проект Гиммлера

Историки написали горы книг о преступлениях нацистов. Само словосочетание "Третий рейх" навсегда связано с концлагерями, холокостом и прочими зверствами. Но мало кто, кроме специалистов, знает об операции "Ангора", идея которой исходила от самого рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера. Так за что в немецких концлагерях оказались тысячи ангорских кроликов?

В начале 1945 года американский военный корреспондент Сигрид Шульц (Sigrid Schultz), этническая немка и репортер Chicago Tribune, на брошенной даче Гиммлера в Тегернзее (Tegernsee) искала свидетельства преступлений нацизма против человечества, а вместо них нашла объемистый том, переплетенный в кроличью шерсть. Крупными буквами на обложке значилось одно слово — ANGORA. Вверху альбома — размером 33 на 38 см — находилась печать с эсэсовскими рунами. На многочисленных страницах сей пухлой папки рассказывалось об одном из самых странных проектов, задуманных рейхсфюрером СС.

Читайте также: Адольф Гитлер считал себя шаманом и мессией

Среди прочих документов взгляду предстали около 150 фотографий забавных милых зверюшек — сплошь ангорских кроликов. Пушистые длинноухие стояли на задних лапках, словно подражая двуногим особям. С удовольствием скользят по белоснежной шерсти кроликов дамские ручки. Крохотные детеныши разных животных нежатся на подстилке из кроличьей шерсти, которая в отличие от соломы не колется. Можно было подумать, что люди с добрым сердцем создали для своих четвероногих питомцев подлинный рай на земле. Настораживали только названия "мест обитания" милых зверят: Бухенвальд. Заксенхаузен. Дахау, Освенцим и еще 27 наименований менее известных концентрационных лагерей.

О станциях разведения ангорских кроликов на территории лагерей смерти, союзникам ничего не было известно до тех пор, пока госпожа Шульц случайно в заброшенном ангаре не нашла эту папку. Тысячи кроликов процветали в то время, как в двух шагах от них эсэссовцы пытали и казнили людей. Проект по выпуску шерсти ангорских кроликов стартовал в то время, когда Германия приступила к осуществлению плана "Барбаросса" и без объявления войны напала на СССР. Гитлера не раз упрекали за ставку на "молниеносную войну". Мол, именно блицкриг помешал одеть военнослужащих Третьего рейха в теплую одежду, ведь боевые действия планировалось закончить до наступления холодов.

Тем временем Генриху Гиммлеру, к слову сказать, дипломированному агроному, пришло в голову снова наладить выпуск превосходной шерсти ангорских кроликов, производство которой прекрасно зарекомендовало себя еще в годы Первой мировой войны. Из материала вислоухих планировалось вязать шерстяные носки для подводников кригсмарине, утеплять летные куртки и воротники асам люфтваффе и делать кальсоны для солдат вермахта. Гиммлер вообще уделял пристальное внимание сельскому хозяйству.

Именно с его легкой руки в концлагере Дахау приступили к возделыванию нового сорта доморощенного перца, который должен был заменить собой импортированный черный перец из Юго-Восточной Азии. Гиммлер планировал вывести новую породу лошадей, которая бы легко переносила суровые зимы и сочинил обоснования для воспроизводства белокурой и голубоглазой расы господ.

Во время своего выступления 4 октября 1943 года Гиммлер похвалил немцев за то, что "они единственные на свете, кто прилично относится к животным". Нацистские главари славились своей любовью к животным. Общеизвестна любовь Адольфа Гитлера к своей немецкой овчарке по кличке "Блонди" — Blondi. Одним из первых законодательных актов, принятых после прихода к власти НСДАП, был имперский закон о защите животных (Reichstierschutzgesetzes), который канцлер Гитлер подписал в ноябре 1933 года.

Зимой 1942 года в оккупированной Польше на промышленную основу поставлено уничтожение евреев. Ежедневно в Германию с Востока катят эшелоны, где в вагонах для перевозки скота заперты насильно угнанные на работы люди. Да и самим немцам приходится не сладко. Под Сталинградом попала в "котел" 6-я армия Паулюса, а немецкие города авиация союзников подвергает ковровому бомбометанию.

Однако рейхсминистра науки, воспитания и народного образования Бернхарда Руста (Bernhard Rust) одолевали совсем другие заботы. В циркуляре от 15 сентября 1942 года, разосланным германским университетам, он обращает внимание на морских свинок, нужных в качестве подопытных животных для медицинских исследований, чтобы накануне наступления зимней стужи защитили маленьких грызунов от холода и "при любых обстоятельствах избегали длительных перевозок этих подопытных животных".

В Бухенвальде, где от голода умирали десятки тысяч человек, кролики жили в высшей степени комфортно. Уход за ними и их рацион осуществлялся в полном соответствии с научными рекомендациями. Об этом Сигрид Шульц сделала в 1967 году доклад на заседании исторического общества штата Висконсин (Wisconsin Historical Society), которому она после войны передала альбом "Ангора". Еще дальше в своих изысканиях пошел исследователь проблемы холокоста Гарольд Маркузе (Harold Marcuse). В своем интервью 2007 года, выступая по общественному радио штата Висконсин (Wisconsin Public Radio), Маркузе рассказал о случае, когда голодные заключенные съели одного кролика, за что были казнены. Зафиксированы также другие эпизоды — заключенных, которые плохо обращались с кроликами, расстреливали. Порой некоторые заключенные убивали кроликов совсем не из-за голода — беззащитные кролики сделались для этих людей символом СС.

В гиммлеровском альбоме приводятся статистические данные, снабженные диаграммами, которые наглядно демонстрируют ежегодный прирост кроликов — с 6500 в 1941 году до 13 000 голов через год и 25 000 в 1943-м. На этом статистика прерывается. Производство ангорской шерсти из кроликов относилось к числу престижных проектов, которые с гордостью преподносились высокопоставленным нацистским бонзам во время посещения ими концлагерей. Тем не менее, кролиководство оставалось нерентабельной отраслью. Весной 1945 года при освобождении немецких концлагерей союзники находили сотни ухоженных, но пустых кроличьих клеток.

Несмотря на то, что нацистский проект "Ангора" в целом оказался провальным, в конце концов ангорская шерсть, выращенных в концлагерях кроликов дошла до своих потребителей. Бывший американский солдат Джек Дьюитт (Jack DeWitt) вспоминал, как во время освобождении концлагеря Дахау в апреле 1945 года он и его боевые товарищи нашли огромную кучу курток на мягком кроличьем меху. "Почти каждый из нас прихватил по одной", — приводит слова Дьюитта немецкий журнал Spiegel. Свою собственную куртку он называл "заячьим тулупчиком".

Американский историк Боря Закс (Boria Sax) в своем исследовании о животных в Третьем рейхе указывает на связь между любовью к животным и ненавистью к людям. Далеко не ко всем животным нацисты относились одинаково. Дикие и чистокровные животные соответствовали природному идеалу национал-социализма, напротив, изнеженные домашние животные и "вредители" (Schädlinge) объявлялись существами низшего порядка и "упразднялись".

Читайте также: Враги фюрера поедали землю

Это вполне соответствовало идеологии расизма, которая автоматически переносилась и на людей. Очеловеченное животное как оборотная сторона животного по имени человек. Так, извращенно понятая любовь к животным национал-социалистов стирала грань между "благородным животным" и "недочеловеками", а от этого всего лишь один шаг от экспериментов над животными к экспериментам над людьми.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить