Ученые спорят о скелете, найденном три года назад

Кого нашли в Италии - вампира или нахцерера?

При раскопках массового захоронения на островке вблизи Венеции, где были похоронены жертвы чумы XVI века, итальянский антрополог обнаружил скелет первого в мире вампира. Уже тогда, в 2009 году, коллеги ополчились на ученого и признали провозглашенную им сенсацию несостоятельной. Изменилось ли что-нибудь в отношении к находке за минувшие три года?

При раскопках братской могилы на венецианском острове Нуово Лаццаретто (Nuovo Lazzaretto), где захоронены жертвы чумы, поразившей город в XVI веке, Маттео Боррини (Matteo Borrini) из Флорентийского университета и его коллеги обнаружили в 2009 году женский скелет, чей череп держал во рту… кирпич. Тогда Боррини сделал сенсационное открытие, заявив, что это наиболее раннее археологическое свидетельство ритуала убийства вампира.

Ученый предположил, что распространению суеверной веры в вампиров способствовали "черная смерть", едва не уничтожившая европейцев, и неправильные представления о том, что происходит с телом после смерти. Мертвец мог показаться живым, поскольку казалось, что у трупа растут волосы и ногти — а это является естественным следствием высыхания и сморщивания кожи.

Останки женщины были, очевидно, завернуты в саван (о чем свидетельствует расположение ключицы), который истлел, но могильщикам могло померещиться, что вампир сжевал его. Почему вампир? В Средневековье бытовало поверье, что упыри в могилах могут жевать собственный саван или руку.

В Венеции в 1576 году от чумы погибло более 50 тысяч человек. Вымерла почти треть города, включая знаменитого художника эпохи Возрождения Тициана. Могильщики, которые наткнулись на этот труп, возможно, решили, что это вампир, и захотели воспрепятствовать ему продолжать убивать венецианцев.

Боррини и его коллега Эмилио Нуццолезе (Emilio Nuzzolese) выступили со статьей об этой находке в журнале по судебной медицине Journal of Forensic Sciences в 2010 году. С тех пор "вампира" довольно часто обсуждали по итальянскому национальному телевидению и в документальном фильме, показанном по каналу National Geographic.

Читайте также: Ведьма с котом околдовали археологов

Критики гипотезы о вампире утверждают, что кирпич мог попасть в рот совершенно случайно. Так, антрополог Симона Миноцци (Simona Minozzi) из Пизанского университета, не скрывая своего удивления перед корреспондентами сайта LiveScience, задавалась риторическим вопросом, как могли в столь солидном журнале дать добро на публикацию подобного материала.

Начать с того, что, судя по фотографиям, прах предполагаемого вампира покоился среди руин из камней, битого кирпича и плитки. Челюсти у трупов зачастую оказываются раскрытыми, и туда может угодить все, что угодно. В качестве примера Миноцци привела случай со скелетом, найденным на другом венецианском кладбище Vecchio Lazzaretto. Челюсти черепа сжимали бедренную кость.

По словам критиков "вампирской версии", положение ключицы трупа можно объяснить теснотой гроба, а не пеленанием в саван. Что касается легенд о "пожирателях савана" и так называемых Nachzehrer, то они были распространены на территории Восточной Германии, но не Италии.

"К сожалению, в последние годы это стало обычной практикой в Италии, — подытожила синьора Миноцци. — Вероятно, из-за сильного сокращения дотаций на исследования ученые стремятся привлечь к себе внимание за счет сенсационных открытий, которые часто имеют мало общего с наукой".

Боррини и его коллеги пока успешно отражают наскоки. "Относительно критики моих итальянских коллег я должен признать, что это довольно неприятная ситуация, — сказал Боррини. — Кажется, что главная причина интереса к моему исследованию — его успех в средствах массовой информации. Мне хотелось бы ясно сказать по этому поводу — я никогда не искал рекламы в масс-медиа".

Кроме того, Боррини и его единомышленники утверждают, что легенды о Nachzehrer вполне могли быть распространены и за пределами германских земель. Сколько немецких королей Священной римской империи германской нации со своей челядью, чадами и домочадцами жили не на своей исторической родине, а в Италии? Ласковый средиземноморский климат им был, видимо, милей сырых лесных дебрей и болот. Так неужели они не могли привнести за Альпы свои легенды и сказания?

В немецких народных поверьях есть упоминание о Nachzehrer (происходит от многозначного глагола, означающего угасание, гибель, истощение или изнурение человека), которое использовалось для обозначения живых мертвецов или другой нежити. Нахцереры своими основными качествами напоминают вампиров, но имеют ряд отличий.

Среди этнографов долгое время господствовала точка зрения, что область распространения легенд об упырях-нахцерерах ограничивается востоком и северо-востоком Германии, населенными по преимуществу славянским населением. Однако впоследствии ученые выяснили, что эти верования были распространены также на западе -вплоть до Рейнской области (Rheinland). При ликвидации старых кладбищ в северо-западной части Рейнских Сланцевых гор (Eifel) были обнаружены скелеты, которые лежали лицом вниз — однозначное свидетельство погребения трупов, которые сочли опасными для живых. Представления о подобном упыре встречаются также в Румынии и Сербии — на родине классического вампира.

Сказания и устные предания описывают нахцерера не совсем так, как вампира. Вампир покидает свою могилу, чтобы сосать кровушку; нахцерер тоже лежит или сидит под землей, но живет тем, что выкачивает жизненную силу из своих близких родственников или односельчан. Ему не нужно высасывать кровь, а достаточно установить со своей жертвой телепатическую связь, чтобы, пользуясь ее слабостью, "удушить". Зов нахцерера мог идти из его раскрытого рта, также он мог и сглазить.

Зачастую этот упырь из германских поверий жевал свой саван или даже собственную руку до тех пор, пока их совсем не обгладывал. Пока он продолжал жевать, люди умирали либо от истощения, либо от эпидемий. Однако умершие по вине нахцерера сами не становились нежитью, зомби или вампирами.

Читайте также: Тосканская расправа над ведьмами

Иногда высказываются предположения, что легенды о нахцерере возникли только в конце Средневековья в связи с эпидемиями чумы. Однако с тем же основанием можно предположить, что в XIV и XV веках — в период наибольшего распространения чумы в Европе — появилось больше сообщений об открытых могилах и "казнях" подозрительных покойников, которые якобы вредят живым.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *