Служат ли психоактивные вещества стимулятором и "проявителем" таланта

Эми, наркотики и биохимия мозга

"Они пытались заставить меня лечь в клинику, но я сказала: "Нет, нет и нет", — так начинается песня "Rehab" популярной британской соул-певицы Эми Уайнхаус, новость о смерти которой на днях облетела весь мир. Двадцатисемилетнюю Эми нашли мертвой в ее лондонской квартире. Официального заключения о причинах смерти нет до сих пор, хотя уже состоялись похороны. Но практически никаких сомнений нет в том, что в гибели молодой певицы так или иначе повинны наркотики.

Пристрастие соул-дивы к алкоголю и психоактивным веществам ни для кого не было секретом. Ее первое знакомство с наркотиками состоялось всего в 14 лет. Кстати, в этом же возрасте она написала свои первые песни. С тех пор зависимость, увы, лишь прогрессировала.

Удивительно, что первые пять-десять лет это почти не сказалось на ее таланте и успешности — несмотря на провалы выступлений, скандальные снимки, то и дело появляющиеся в прессе, а также отношения с наркоманом и наркодилером, за которого Эми впоследствии даже вышла замуж. Ее треки по-прежнему били все рекорды, второй альбом удостоился пяти премий "Грэмми", а представители звукозаписывающих компаний терпеливо ждали ремиссий и прощали отмену концертов.

Неудивительно: Эми Уайнхаус и правда была невероятно талантливой. Худощавую девушку еврейского происхождения природа наградила мощным контральто, которое подошло бы скорее внушительной афроамериканке. В ее мелодиях ощущается влияние хорошего джаза, а в текстах, ею же самой написанных, нет ни одной вымученной рифмы: у Эми был редкий талант описывать свои переживания так, словно она от рождения говорила и думала стихами.

Читайте также: Александра Македонского убили воды Стикса?

В юности — до того, как наркотики стали окончательно разрушать ее личность — Уайнхаус оказывалась еще и довольно пробивной. Уже в 10 лет она с подругой сколотила первую собственную группу Sweet'n'Sour, а в 15 устроилась сразу на две работы: в глобальный развлекательный портал World Entertainment News Network и в джаз-группу. Будучи шестнадцатилетней, Эми подписала свой первый контракт с одной из крупнейших звукозаписывающих компаний мира EMI.

Из фактов ее биографии вырисовывается портрет личности одаренной, нестандартной и отчетливо неуравновешенной. Ее гибель вновь всколыхнула дискуссии на тему: служат ли психоактивные вещества стимулятором и "проявителем" таланта? Сторонники этой опасной, но имеющей некоторые основания теории приводят в пример Джима Моррисона, Джимми Хендрикса, Дженис Джоплин, Курта Кобейна… Список можно продолжать — среди творческих людей алкоголиков и наркоманов действительно много. Два самых популярных обоснования такой связи — это стресс и нагрузки, которые испытывают публичные люди на пике известности, а также необходимость "будоражить чувства", чтобы писать музыку, стихи или играть роли.

Последнюю версию разделяла и Эми: она пропагандировала саморазрушение ради творчества. Когда ее зависимость стала пугающей и родные настаивали на реабилитационной клинике, она заявила, что предпочтет запереться дома и записывать новые композиции. "Слава богу, я склонна к саморазрушению, так что темы для песен у меня найдутся всегда", — говорила она.

Что же на сей счет говорят медики и биохимики? Действительно ли вещества, изменяющие сознание, способствуют творчеству? Специалисты, как ни странно, утверждают: скорее нет. Некоторая связь между изменением сознания и творчеством существует, но далеко не столь прямая и очевидная.

У большинства аддиктивных (т.е. склонных к зависимостям) людей наблюдается сходный нейробиологический механизм: их мозг имеет более слабую чувствительность к дофамину — веществу, отвечающему за чувства удовольствия, достижения, награды. Дофамин в человеческом мозгу выполняет роль нейротрансмиттера — соединения, передающего сигнал от одного нейрона к другому.

Те, у кого дофаминовая система работает слабо, находятся в группе риска относительно формирования зависимости. Потенциально аддиктивные люди испытывают очень мало удовольствия в жизни — они не чувствуют себя по-настоящемусчастливымиотвкуснойеды,крепкогосна,хорошегосексаилисоциальногоуспеха.Еслитакойчеловек попробует алкоголь или наркотики, стимулирующие дофаминовую систему, то испытает ранее неизведанную эйфорию. Причем контраст с привычным, слабеньким чувством радости будет огромен. Разумеется, вероятность закрепления зависимости от этого повышается. Хотя это еще не приговор — у человека всегда остается возможность личного выбора.

Наркотики снижают чувствительность клеток мозга к дофамину, и это объясняет то, что для получения одного и того же кайфа дозы все время придется повышать — всем известный факт.

Но не все слышали о том, что в последнее время психотерапевты и психиатры, изучающие аддиктивное поведение, это понятие существенно расширили. Они официально признали "аддиктивным поведением" любую деструктивную попытку уйти от реальности путем "постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности". В определение зависимостного поведения включили трудоголизм, зависимость от секса или эротики, пристрастие к спортивным тренировкам, интернет-аддикцию, пищевые зависимости (анорексию и булимию) и пристрастие к азартным играм — гэмблинг. (Последний, говорят специалисты, по своим проявлениям и последствиям наиболее похож на химические формы зависимости).

Под определение "зависимого" поведения попадают и работа, и творчество — в том случае, если они становятся сверхценностью. "Приемлемые обществом формы аддикции: духовные практики, медитации, влюбленность, творчество, трудоголизм, экстремальный спорт", — констатирует Энциклопедия практической психологии. Все перечисленные виды деятельности и состояния стимулируют дофаминовую систему.

Специалисты знают: одновременно у наркомана может быть лишь один главный агент зависимости, хотя с течением времени они могут сменяться. Поначалу главным агентом зависимости Эми Уайнхаус, как и Джимми Хендрикса, Курта Кобейна и многих других, все-таки было творчество. (Недаром Эми заявляла, что не ляжет на реабилитацию именно потому, что депрессия и ломки подстегивают ее креативность). Но увы — наркотики, которые не терпят конкуренции, постепенно вытеснили из их жизни все остальные ценности.

Первый альбом Уайнхаус, "Frank" (2003), стал платиновым и получил хвалебные отзывы критиков. Второй, Back to Black (2006), принес ей пять премий "Грэмми" — Эми попала в книгу рекордов Гиннесса как первая и пока единственная британская певица, собравшая одновременно столько наград этой престижной премии. Но с тех пор прошло пять лет, за которые Эми не выпустила больше ни одной полноценной пластинки, лишь синглы, срывала концерты, попадала под арест за вызывающее поведение… Ее личность разрушалась. Возможно, если бы она все-таки прошла лечение, то смогла бы снова сделать творчество основным и единственным наркотиком. Но как и другие члены печально известного "Клуба 27", Уайнхаус выбрала путь наименьшего сопротивления.

Читайте также: Алкоголь опасней героина

А откуда взялась цифра 27? "Хотя люди умирают всегда и в любом возрасте, количество смертей музыкантов в возрасте 27 лет значительно увеличивается", — заметил биограф Курта Кобейна Чарльз Кросс. У медиков своя точка зрения на этот вопрос. По их словам, окончательное формирование мозга происходит примерно к 20 годам, и в это время у творческих личностей начинается расцвет. К 25-27 рост постепенно замедляется, а то и вовсе останавливается. Победы уже не даются так легко. Наступает время серьезной переоценки ценностей, чреватое сомнениями в себе и депрессиями. У личностей, склонных к суицидам и импульсивным поступкам, в это время особенно повышается риск самоубийств, смерти от передозировки или отравления алкоголем.

От редакции: Пока материал готовился к печати, поступило сообщение о том, что смерть Эми Уайнхаус не была вызвана последствиями приема наркотиков и алкоголя. Эксперты считают, что наиболее вероятной причиной трагического конца молодой талантливой певицы, возможно, стала реакция организма на резкий отказ от употребления наркотиков, что вызвало стрессовую реакцию организма. Однако это всего лишь предварительное заключение.

Читайте также в рубрике "Наука и техника"

Автор Яна Филимонова
Яна Филимонова — журналист и психолог, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить