Крепость Пор-Бажин – "дом отдыха" для призраков

На юго-востоке республики Тыва, высоко в горах, на острове посреди озера Тере-Холь находятся развалины древней уйгурской крепости Пор-Бажин, построенной в VIII веке н. э. Она является одним из самых загадочных археологических памятников мира. И лишь в 2007–2008 годах ученым удалось разгадать некоторые тайны Пор-Бажина.

В республике Тыва, которая находится около границы России и Монголии, на высоте 1300 метров прячется в горах озеро Тере-Холь. В XVII веке Семен Ремезов, знаменитый составитель карт Сибири, обнаружил на острове в центре озера развалины монументальной крепости. О чем и сделал запись в своих бумагах: "Город каменный старой, две стены целы, две развалили, а котора города — того не знаем".

Дальнейшее исследование крепости на острове, которую местные жители называют "Пор-Бажин" (в переводе с тувинского языка это означает "глиняный дом"), связана с деятельностью сотрудника Минусинского Музея Дмитрия Клеменца. Он посетил руины в 1891 году, составил их подробное описание и выяснил, что Ремезов несколько ошибся — все четыре стены сооружения были целы. Внутри исследователь нашел фундаменты многочисленных сооружений непонятного назначения. Кстати, именно Клеменец впервые установил, что Пор-Бажин был точно ориентирован по сторонам света.

Подобная ориентация построек не была свойственна тувинским архитектурным сооружениям, но ей вовсю пользовались соседи этого кочевого народа — китайцы, которые все свои города ориентируют именно по направлению "север-юг". Не удивительно, что Клеменец заподозрил именно жителей Поднебесной Империи в том, что они построили эту крепость.

Читайте также: На Кавказе обнаружили Стоунхендж

В 1957–1963 годах на остров была организована археологическая экспедиция. Одним из ее участников был профессор Института этнологии и антропологии РАН Севьян Вайнштейн. Именно тогда были сделаны первые раскопки на территории крепости. И они подтвердили, что, действительно, архитекторами и, возможно, строителями крепости были выходцы из Китая. Об этом свидетельствовали обломки кровельной черепицы с китайским орнаментом и диски для закрытия отверстий водостоков с изображением дракона.

Но когда были внимательно исследованы фундамент и кирпичи-сырцы, из которых сделаны стены, выяснилось, что они изготовлены по согдийским технологиям (Согдиана — древнее государство, было расположено на территории современного Таджикистана и Узбекистана). Похоже, состав строителей крепости был интернационален. Но кто же являлся заказчиком проекта и его "прорабом"?

Фото: AP

Исследователи сразу же ухватились за "уйгурский" след в истории крепости. Дело в том, что в VIII веке нашей эры территория современной Тывы входила в состав Уйгурского Каганата — самой могущественной "кочевой империи" Центральной Азии того времени. Несмотря на то, что впрямую Пор-Бажин в уйгурских источниках не упоминается, тем не менее в летописях есть сообщение о том, что при Элетмиш Бильге-кагане, который в 750 захватил Кунгуртугское нагорье (так называются горы, где находится озеро Тере-Холь) "…в горах была возведена крепость". Но не совсем понятно, имеется ли в виду Пор-Бажин или какое другое укрепление.

Итак, руководили стройкой, видимо, уйгурские сановники, в качестве архитекторов были привлечены специалисты из Китая (с которыми Каганат в те времена поддерживал союзнические отношения), а в роли рабочих выступали представители различных народов, обитавших на территории, подвластной уйгурам — среди них были и согдийские мастеровые. Но многие вопросы, поставленные учеными во время первой экспедиции, до недавнего времени оставались без ответа.

Долгое время никто не мог понять, зачем нужно было возводить такое массивное сооружение в практически безлюдной местности — от кого жители крепости там защищались, от медведей, что ли? К версии, что крепость раньше была сторожевым пунктом на Великом Шелковом пути из Китая в Европу, сейчас ученые относятся скептически — самые северные ответвления Шелкового пути проходили примерно на тысячу километров южнее места, где стоит крепость. Никаких военных баз, месторождений золота или продовольственных складов около крепости тоже не было.

Кроме того, ученые долго не могли понять, каким образом древним строителям удалось построить крепость на острове посреди озера. Как доставлялись строительные материалы, где находились мастерские по изготовлению кирпичей, как вообще на небольшом участке суши могли уместиться сотни строителей? Экспедиция 1957-63 гг. не смогла также установить, по какой причине люди, в конце концов, покинули Пор-Бажин.

И лишь комплексные исследования 2007-2008 гг., проведенные под эгидой МЧС России, смогли чуть-чуть приоткрыть тайну этого места. В результате работы был полностью восстановлен облик древнего города, найдено множество предметов, подтверждающих "уйгурский след", и выяснено, почему Пор-Бажин был разрушен.

Итак, что же представлял собой Пор-Бажин? Развалины крепости занимают практически всю площадь острова и представляют собой правильный прямоугольник, ориентированный по сторонам света, с размерами 211 на 158 метров. Высота крепостныхстен,дажевполуразрушенном виде, доходит до 10 метров. На восточной стороне сохранились ворота с превратными башнями, на башни ведут остатки въездных пандусов.

Фото: AP

Внутри крепостных стен находится целый лабиринт зданий и построек. Вдоль западной, южной и северной стен расположено 26 отсеков, разделенных глинобитными стенами высотою до полутора метров. В каждом из них из кирпича-сырца выстроено помещение размером 7 на 8 метров — в них, видимо, жила дворцовая прислуга, ремесленники и охрана крепости. Посередине же обнаружено два дворцовых здания (хотя одно из них, возможно, было храмом).

Оба "дворца" помещались на возвышенности из утрамбованных земли и глины. Судя по всему, они были соединены друг с другом 6-метровым крытым переходом. Первое здание имеет размеры 23 на 23 метра, а второе — 15 на 15. Их кровлю поддерживали деревянные колонны. Предполагают, что в большом помещении их было 36, а в маленьком — всего 8. Крыши были покрыты цилиндрической черепицей. Толщина стен во дворцах, по всей видимости, была более метра — что неудивительно, ведь зимы на Кунгуртуге весьма суровы, температура -45°С здесь норма. Эту толщу глины и кирпича покрывали орнаментальные фрески оранжевого и красного цветов.

Больше всего археологов удивил чрезвычайно тонкий культурный слой городища. В некоторых местах были найдены кости баранов (это опровергло версию местных жителей о том, что Пор-Бажин был буддистским монастырем, поскольку буддийские монахи не едят мясо), несколько женских украшений и кузнечных заготовок — вот и все, что потеряли жители этого города за несколько десятков лет существования крепости. Кроме того, в окрестностях Пор-Бажина было обнаружено всего одно захоронение, а на территории крепости их вообще нет.

Все это наводит на мысль о том, что Пор-Бажин, по всей видимости, был летней резиденцией уйгурских каганов или крупных сановников. Постоянно в этой крепости, судя по всему, никто не жил, люди появлялись там лишь в теплый период. А уж отдыхать уйгурским аристократам на Кунгуртуге было весьма приятно — чистый горный воздух, вокруг обилие диких зверей (хорошая охота), на озере много рыбы, а буквально в пяти минутах езды от крепости расположены целебные сероводородные источники. Не их ли наличие заставило кагана принять решение о постройке "санатория" именно в этом месте?

Удалось выяснить также, почему крепость вдруг оказалась на острове. Благодаря исследованиям группы геоморфологов и почвоведов из МГУ им. Ломоносова и Института Географии РАН удалось установить, что за всю свою историю существования озеро Тере-Холь несколько раз исчезало практически полностью. Происходило это в результате того, что землетрясения, которые в прошлом достаточно часто происходили в этих местах, время от времени приводили к исчезновению подземных ключей, питающих данный водоем. По-видимому, в один из таких периодов "осушения" Тере-Холь и была построена крепость.

Об этом также свидетельствует и обнаруженные геологами следы дороги, находящиеся на дне водоема. Но ведь под водой дорог никто не строит, значит, когда ее прокладывали, озера не было. После же, во время очередного землетрясения ключи вновь "открылись" и котловина Тере-Холь вновь наполнилась водой.

Землетрясения, в конце концов, погубили и саму крепость. Почвоведами на острове были обнаружены следы характерных смещений залегания почвенных слоев — такое возникает в результате колебаний земной тверди. По датировкам эти смещения совпадают с возрастом следов пожара крепости, найденного ранее археологами. Но останков погибших от этого стихийного бедствия людей не обнаружено (это опровергло выдвинутую ранее версию о гибели крепости в результате штурма вражескими армиями или при восстании местных жителей).

Читайте также: Таинственные сокровища богини пчёл

Получается, что история разрушения Пор-Бажина несколько противоречит местной тувинской легенде. Согласно ей, однажды из колодца за стенами крепости начал бить фонтан воды (такое бывает при землетрясениях), и каган, испугавшись затопления, спешно покинул Пор-Бажын со всей свитой, чтобы укрыться в горах. А вода прибывала до тех пор, пока не образовалось озеро Тере-Холь.

В реальности, скорее всего, землетрясение разрушило крепость зимой или осенью, когда в ней никого не было (иначе вряд ли бы удалось провести эвакуацию в рекордно короткое время вообще без потерь, кого-нибудь бы точно прихлопнуло). По всей видимости, приехав на следующее лето в "санаторий" и обнаружив на месте его груду развалин, каган не захотел восстанавливать его, поскольку счел данное место опасным для отдыха.

Хотя, по рассказам местных жителей, каган и его воины до сих пор иногда возвращаются в эти места. По их словам, в темные ночи на острове можно видеть призраков на конях, с оружием и в одеждах VIII века, которые неспешно гарцуют среди развалин. Вполне возможно, что отдых в Пор-Бажине настолько нравился уйгурской знати, что многие ее представители даже после смерти не продолжают посещать этот замечательный "дом отдыха"…

Читайте также в рубрике "Наука и техника"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *